Командировочные поездки до сих пор актуальны, несмотря на возможность в любой момент воспользоваться мобильным телефоном или Skype’ом. Компании делятся опытом, высококвалифицированные сотрудники обучают коллег, партнеры заключают сделки, заключаются договора с поставщиками, назначаются встречи с клиентами, проводятся проверки — в каждом из перечисленных случаев приходится направлять представителя фирмы в командировку. Давайте выясним, что представляет собой положение о направлении в командировку.
- Положение о направлении в командировку: что говорит закон
- Положение о направлении в командировку: нормативная база
- Какие вопросы регулирует положение о направлении в командировку
- Обязательно ли разрабатывать положение о направлении в командировку
- Кто разрабатывает Положение о направлении в командировку
- Какие разделы содержит Положение о направлении в командировку
- Положение о направлении в командировку: форма, образец
- Законодательные акты по теме
- Типичные ошибки
- Ответы на распространенные вопросы про положение о направлении в командировку
Положение о направлении в командировку: что говорит закон
Трудовое законодательство определяет командировочную поездку как исполнение трудовых обязательств путем выполнения поручения нанимателя, которое осуществляется на на стационарном рабочем месте в организации руководителя, а вне стен компании, в другом городе или за границей.
Поскольку командировка является частью деятельности сотрудника, но осуществляемой в непривычных условиях и связанной с необходимостью отъезда, командированному работнику полагается расширенный перечень гарантий и компенсаций. Он вправе рассчитывать на сохранение за ним рабочего места, должности и оклада.
Командированный подчиненный получит среднюю зарплату за каждый день командировки, включая те дни, что он провел в дороге и в ожидании прибытия/отбытия транспорта. Также работнику выплачивается компенсация затрат на аренду или оплату жилья, на питание — суточные. Налоговый Кодекс и Постановления Правительства определяют достаточно скромные размеры выплат, но работодатели трезво оценивают величину командировочных расходов, а потому суммы суточных и компенсаций определяются внутренними Положениями о служебных командировках.
Читайте также статью ⇒ «Компенсации при направлении в служебные командировки в 2024».
Положение о направлении в командировку: нормативная база
Правительственным Постановлением под номером 749 определен порядок оформления командировочных поездок, и пренебрегать данным федеральным нормативным актом нельзя, иначе работодатель будет привлечен к административной ответственности и не сможет учесть затраты на оплату служебных поездок в составе расходов при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Постановление регламентирует, в частности:
- сроки пребывания сотрудников в командировках (с недавних пор работодатели вправе утверждать любую продолжительность служебной поездки, в зависимости от сложности поставленных перед сотрудником задач);
- финансовые затраты на покупку проездных билетов;
- возмещение расходов на проживание;
- возмещение затрат на питание;
- правила компенсации расходов по заграничным командировкам.
Помимо Постановления, порядок оплаты билетов к месту прибытия и обратно к предприятию работодателя, выбора транспорта, аванса, больничного листа в период командировки, услуг по оформлению необходимых для поездки документов, работы в выходные и праздничные дни, а также проживания за рубежом установлен в статье 264 Налогового кодекса. Важно соблюдать требования налогового законодательства — в противном случае, работодатель понесет необоснованные расходы и навлечет на себя проверку налогового инспектора.
Читайте также статью ⇒ «Документы для оформления командировки».
Какие вопросы регулирует положение о направлении в командировку
Поскольку каждое предприятие отличается по специфике своей хозяйственной деятельности и возможностям бюджета, следует не только опираться на законодательные акты, но и на основании их требований разрабатывать собственное локальное Положение о направлении в командировку сотрудника. В нем должны быть отражены все особенности нахождения сотрудников в командировочных поездках, возможности компенсации дополнительных расходов и т.д. Особенно целесообразно оформить Положение, если на предприятии регулярно организуются служебные поездки.
Положение о направлении в командировку будет способствовать налаживанию процессов оформления поездки — бухгалтеру, сотруднику отдела кадров, работнику, налоговому инспектору и самому руководителю будет на что опираться при решении спорных вопросов.
При составлении Положения руководитель должен ориентироваться на закон, прежнюю практику оформления командировок, специфику деятельность предприятия, случавшиеся ранее инциденты, имевшие место конфликты или даже судебные разбирательства, особенности партнеров.
Обязательно ли разрабатывать положение о направлении в командировку
Положения о командировках нет в перечне обязательных типовых документов и внутренних актов кадрового делопроизводства, но приказом Министерства культуры установлено требование к оформлению некоторых документов, касающихся командировочных поездок — приказ о направлении в поездку, служебное задание или выездное дело работника за границу.
Положение о направлении в командировку не является обязательным документом каждого предприятия, поэтому каждый руководитель предприятия самостоятельно решает, насколько ему необходим данный внутренний акт.
Кто разрабатывает Положение о направлении в командировку
Разработкой Положения должны заниматься сотрудники, которые имеют непосредственное отношение к оформлению командировок и разбираются в тонкостях процедуры:
- сотрудники отдела кадров;
- работники бухгалтерии;
- сотрудники экономического отдела.
Какие разделы содержит Положение о направлении в командировку
Положение может быть составлено в той форме, какая наиболее удобна для работодателя, но документ должен содержать и некоторые обязательные разделы:
- общие положение (определение командировочной поездки, список должностей, которые подразумевают направление в поездки);
- длительность командировок, режим служебной поездки (день отбытия, явка по месту работы по возвращении, возможность оплаты больничного и т.д.);
- порядок оформления документов для поездки;
- затраты в период командировки (суточные, пределы компенсации прочих затрат);
- размер выплат в выходные и праздники;
- перечень гарантий сотрудникам, пребывающим в командировке;
- подача сотрудников отчетов по возвращении.
Читайте также статью ⇒ «Направление сотрудника в командировку».
Положение о направлении в командировку: форма, образец
Перейдите по ссылке, чтобы открыть ⇒ Образец Положения о командировках.
Положение необходимо утвердить Приказом руководителя. Перейдите по ссылке, чтобы увидеть, как выглядит ⇒ Приказ об утверждении Положения о командировках.
Законодательные акты по теме
Постановление Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 | Порядок оформления командировок |
п. 12 ст. 264 НК РФ | Порядок компенсации расходов командированного сотрудника |
Приказ Министерства культуры РФ от 25.08.2010 № 558 | Перечень типовых документов и локальных актов, обязательных для предприятий |
Типичные ошибки
Ошибка: Работодатель не утвердил Положение о командировках приказом.
Комментарий: Положение о командировках приобретает силу только после издания приказа о его утверждении руководителем.
Ошибка: Работодатель не предусматривает ежегодный пересмотр положения о командировках.
Комментарий: Положение о направлении в командировку следует пересматривать ежегодно в связи с тем, что меняется стоимость компенсируемых товаров и услуг, проездных билетов и т.д.
Ответы на распространенные вопросы про положение о направлении в командировку
Вопрос №1: Что если необходимо внести изменения в уже утвержденное Положение о направлении в командировку?
Ответ: В таком случае на основании докладной записки от главного бухгалтера (или иного сотрудника, от которого исходит инициатива внесения изменений в акт) работодатель издает приказ с распоряжением о разработке более подходящих условий оформления командировки. После этого ответственным сотрудником предлагаются изменения, и наниматель утверждает те, которые посчитает нужными.
Вопрос №2: Стоит ли предусмотреть и внести в Положение о направлении в командировку какие-либо особые условия оформления командировок для удаленных сотрудников?
Ответ: Наиболее полезным было бы утвердить порядок оформления документов с возможностью их заверения электронной подписью с последующей отправкой документов заказным письмом с уведомлением.