Даже самые просчетливые бизнесмены порой могут ошибаться в стратегии своего мышления. Они бывают так погружены в проект, что не замечают того, что лежит на поверхности. Рассмотрим 6 ловушек, в которые попали успешные компании.
- Заблуждение №1 – видеть себя главной компанией, определяющей рынок
- Заблуждение №2 – думать, что ответы на все вопросы заранее заготовлены
- Заблуждение №3 – переоценивать свои возможности
- Заблуждение №4 – недооценивать возможные препятствия
- Заблуждение №5 – ставить публичность выше интересов компании
- Заблуждение №6 – подавить или ликвидировать инакомыслие
Заблуждение №1 – видеть себя главной компанией, определяющей рынок
Конечно, лидер рынка может пользоваться своим положением и вытеснять конкурентов. Но неверно считать, что доминирующая на рынке компания может определять дальнейшее развитие отрасли в целом. Любая компания равна перед имеющимися и возникающими тенденциями развития, управлять которыми нереально. Для примера возьмем известную компанию Kodak, которая до конца ХХ века была лидером по фотографированию. Однако, под эйфорией успеха компания упустила развитие технологий и уже в 2012 году заявила о банкротстве.
На протяжении деятельности фирмы продукты Kodak непрерывно развивались, а инновационная деятельность до сих пор служит объектом для подражания. В 1976 году компания разработала первый цифровой фотоаппарат и долгое время была компанией №1. Но игнорирование новых тенденций привело к неготовности подстроиться под текущие обстоятельства и провалу.
Заблуждение №2 – думать, что ответы на все вопросы заранее заготовлены
В 1981 году корпорация General Motors была одним из лидеров рынка, но столкнулась со множеством проблем из-за бюрократии. Генеральный директор Роджер Смит проявил себя хорошо в том, что мог быстро принимать сложные решения по борьбе с бюрократией. Идея была в перевоплощении всей компании, сотрудничестве с азиатскими производителями – в общем, все то, чем компания и так занималась последние 10 лет.
В результате, за 10 лет Роджер Смит довел компанию до предбанкротного состояния. Его даже назвали «худшим генеральным директором Америки всех времен». А проблема в том, что он быстро принимал решения.
Заблуждение №3 – переоценивать свои возможности
Производитель кукол Барби Джил Барад была известна своей агрессивной манерой поведения. Она увольняла всех сотрудников, которые были несогласны с ее мнением. Сотрудники настолько боялись сообщить Джил об убытках компании, что она сама об этом узнала за пару часов до встречи с акционерами и была уволена.
Заблуждение №4 – недооценивать возможные препятствия
В 1984 году Стивен Уиггинс создал страховую медицинскую фирму Oxford Health Plans (OHP). Компания делала упор на развитие технологий. И при минимальных затратах стала получать прибыль там, где никто не рассчитывал ее увидеть. Клиенты росли, а ПО не в силах был поддерживать огромный масштаб операций. В какой-то момент это и подвело, обвалив компанию с лучших до мусорных.
Заблуждение №5 – ставить публичность выше интересов компании
Многие руководители стремятся участвовать в публичных мероприятиях, быть для всех хорошим, жертвуя интересами компании. Это может привести к махинациям с финансовой отчетностью. Так в 2001 году обанкротилась одна из известнейших энергетических компаний мира – Ernon. Она в течение 6-ти лет считалась самой инновационной компанией в мире. А в действительности, скрывала затраты на офшоры, пририсовывая себе прибыль, на основании чего руководство получало приличные гонорары.
Заблуждение №6 – подавить или ликвидировать инакомыслие
Вспомните пример с Джил Бэред, которая увольняла всех несогласных с ней. Руководители, которые предпочитают закрывать глаза на потенциальную проблему, в результате попадают в ловушку собственных заблуждений.