Продажа основных средств (основных средств) является одной из причин исключения имущества с баланса компании. Его можно продать не только юридическим, но и физическим лицам после оформления определенного пакета документации.
В текущей статье мы узнаем, возможна ли продажа основных средств компании и какие проводки будет делать бухгалтер организации продавца.
- Может ли организация продать активы физическому лицу?
- Какие документы нужно заполнить?
- Бухгалтерские записи
- Пример
- Выводы
Может ли организация продать ОС физ лицу?
Законодательство не накладывает ограничений на возможность продажи операционной системы частным лицам.
Поэтому компания вполне могла продавать свою недвижимость рядовым гражданам.
Только для этого компания должна подготовить определенный пакет документации.
Какие документы нужно оформить?
При продаже актива физическим лицам процедура должна быть надлежащим образом задокументирована.
Основными документами для реализации являются:
- договор купли-продажи;
- акт приема-передачи права собственности;
- счет на оплату.
Вы можете использовать стандартные формы официально утвержденных документов или разработать свои собственные.
При использовании второго варианта не забудьте включить в документ все необходимые детали. Любая из форм, используемых начальником, должна быть утверждена приказом.
Типичные формы действий различны:
- на один объект — модуль ОС-1;
- для различных объектов, за исключением зданий и сооружений — ОС-1б;
- для разных зданий и сооружений — ОС-1а.
По обыкновенному правилу, акт составляется с указанием даты завершения права собственности в результате перехода от правопреемника к покупателю.
По умолчанию это делается в день отгрузки актива, если иное не указано в контракте.
Исключение касается зданий и сооружений, на них акт составляется на дату фактической передачи.
В этом случае совершенно не имеет значения, передается право собственности или нет.
Все документы оформляются на основании технической документации и данных бухгалтерского учета. Акт составляется в количестве 2-х штук: один на покупателя, второй на продавца. Оба экземпляра утверждаются обеими сторонами сделки.
Типовой формы договора купли-продажи основных средств нет, компания вправе разработать его самостоятельно.
В этом случае главное, чтобы договор содержал обязательные пункты, такие как:
- сведения о компании;
- полные данные физического лица;
- какая недвижимость продается, ее характеристики и описание;
- стоимость сделки;
- сроки передачи основных средств;
- визы сторон и дата заключения договора.
Ошибки в этой документации недопустимы.
Счет-фактура составляется по форме, утвержденной организацией, и в обязательном порядке должен содержать сумму, соответствующую договору, а также реквизиты организации по переводу денежных средств.
В отношении физических лиц при продаже недвижимости выставлять счет не нужно.
Все перечисленные документы составлены без ошибок и исправлений. Они будут полезны компании при налоговых проверках и формировании годовой отчетности. Если документация заполнена неправильно, она не будет принята к бухгалтерскому учету.
Бухгалтерские проводки
Какие записи следует делать бухгалтеру при продаже основных средств, зависит от того, продается ли недвижимость по цене выше или ниже остаточной стоимости.
Для удобства представим транзакции в виде таблицы:
Цена ниже остаточной стоимости
Цена выше остаточной стоимости
Амортизированная первоначальная стоимость
Первоначальная стоимость объекта амортизирована
Амортизация основных средств отменена
Накопленная амортизация отменена
Остаточная продажная стоимость была очищена
Остаточная стоимость объекта списана на продажу
НДС с продаж
Учитываются расходы на продажу операционной системы
Цена продажи актива отражается
НДС с продаж
Отображается продажная цена актива
Убыток для продажи
Прибыль от продажи
Если продажа осуществляется по цене выше остаточной стоимости, фирма получает прибыль. Если цена меньше остаточной стоимости, в бухгалтерском учете фиксируется убыток или повреждение.
Во всем остальном бухгалтер выполняет те же операции: амортизация и расходы, связанные с продажей недвижимости, также аннулируются, и отражается аннулирование первоначальной и остаточной стоимости.
Передача основных средств на аутсорсинг обычно представляет собой процесс продажи. Поэтому операция обязательно облагается НДС по ставке двадцать процентов.
Выручка признается доходом на дату перехода права собственности к новому владельцу. При расчете налога на прибыль учитываются все расходы, связанные с продажей.
Например, доставка или хранение. Все расходы должны быть документально подтверждены. В противном случае во время проверок могут возникнуть проблемы с налоговой инспекцией.
В этом случае размер выручки обязательно уменьшается на величину остаточной стоимости объекта недвижимости. Убыток от продажи собственности компании был полностью отражен в расходах в том месяце, в котором была сделана продажа.
Важно! Аннулируется не только цена самого актива, но и начисленные на него расходы и амортизация.
Пример
Давайте проанализируем на конкретном примере, как актив продается физическому лицу по остаточной стоимости.
При получении прибыли от продажи:
Допустим, первоначальная стоимость основных средств составляет 100 тыс. Руб. На момент продажи начислена амортизация в размере 20 тыс. Руб. Компания продает его за 50 тыс. Руб.:
- На счете 01 открывается субсчет 2 «Выбытие актива», на который переводится первоначальная или восстановительная стоимость основных средств. Разводка будет выглядеть так:
Дт 01.2 — Кт 01.1 — 100 тыс. Руб.;
- Впоследствии начисленная амортизация аннулируется:
Дт 02 — Кт 01,2 — 20 тыс. Руб.;
- Остаточная стоимость объекта равна (100 000 — 20 000) 80 000 рублей.
- Удалим остаточную стоимость:
Дт 91,2 — Кт 01,2 — 80 тыс. Руб.;
- Накапливаем выручку от продаж:
Дт 62 — 91,1 кт — 50 тыс. Руб.;
- НДС на проданный актив 20%:
Дт 91,2 — 68 — 10 тыс. Руб.
При получении убытка от продажи:
Предположим, компания продает оборудование физическому лицу по цене ниже его остаточной стоимости.
Цена продажи 400 тысяч рублей, первоначальная стоимость 600 тысяч рублей, амортизация 150 тысяч рублей.
Кроме того, у компании могут быть расходы, связанные с доставкой оборудования, в размере 10 тысяч рублей.
Станции будут следующими:
- Дт 01.2 — Кт 01.1 — 600 тыс. Руб. — изменение первоначальной цены;
- Dt 02. — Kt 01.2 — 150 тыс. Руб. — сторнирование амортизации;
- Dt 62 — 91,1 Kt — 400 тыс. Руб. — отображение доходов;
- Дт 91,2 — 68 тыс. — 80 тыс. Руб. — НДС 20%;
- Dt 91,2 Kt 01 — 450 тыс. Руб. — изменение остаточной цены;
- Дт 91,2 — 60 тыс. Т. — 10 тыс. Руб. — отмена расходов.
Все проводки производятся в день списания актива и отражаются в необходимой финансовой отчетности.
Выводы
По этой теме можно сделать несколько основных выводов:
- Организация вправе продавать основные средства не только юридическим, но и физическим лицам.
- К продаже основных средств прилагаются документы: договор, акт сдачи-приемки; законопроект.
- Бухгалтерский учет списания основных средств в связи с продажей физическому лицу напрямую зависит от стоимости, по которой продается недвижимость: выше или ниже остаточной стоимости.
- Бухгалтер осуществляет все операции по продаже недвижимости в день прямой продажи.
- Учитываются все расходы, связанные с продажей недвижимости, так как от них зависит налог на прибыль компании.