С 1 января 2014 года аттестация рабочих мест заменилась на специальную оценку условий труда. Замена произошла на основании Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ. Этот же закон определяет порядок проведения спецоценки условий труда.
Чем грозит замена процедуры проверки рабочих мест для работодателей? Главное отличие специальной оценки от аттестации заключается в том, что теперь проводить проверку нужно каждому предприятию, имеющему работников. Исключений из этого правила нет. Имеются рабочие места – нужно их оценить на степень опасности и вредности. Исключение не сделали даже для малых предприятий и ИП. Если индивидуальный предприниматель имеет работников, то также нужно провести специальную оценку.
Обратите внимание!
Спецоценке не нужно подвергать надомников и сотрудников, работающих удаленно.
Понятие специальной оценки условий труда
Понятие спецоценки раскрывает обозначенный выше закон.
Специальная оценка условий труда – это комплекс мероприятий по проверке рабочих мест, направленных на выявление вредных и опасных условий труда.
По факту проведения специальной оценки каждому рабочему месту присваивается класс условий труда, всего их существует 4: оптимальный, допустимый, вредный и опасный. Вредный класс, в свою очередь, делится на 4 подкласса.
В зависимости от степени вредности и опасности рабочего места применяются дополнительные страховые взносы в ПФР. Для оптимального и допустимого класса ставка дополнительного тарифа страхового взноса в Пенсионный фонд составляет 0%. Для вредного и опасного варьируется от 2 до 8%.
Ставки дополнительных тарифов в зависимости от класса условий труда в 2016 году:
- Оптимальный: класс 1 — ставка дополнительного тарифа 0%;
- Допустимый: класс 2 — ставка 0%;
- Вредный: подкласс 3.1 — ставка 2%, подкласс 3.2 – ставка 4%, подкласс 3.3 – ставка 6%, подкласс 3.4 – ставка 7%;
- Опасный: класс 4 – ставка 8%.
Как проводится спецоценки
Проводиться оценка условий труда должна, по меньшей мере, раз в 5 лет. Если предприятие раньше проводило аттестацию своих рабочих мест в течение последних 5-ти лет, то результаты этой аттестации действительны, и спецоценку нужно проводить через 5 лет после проведения последней аттестации.
Спецоценка может проводиться и чаще, в случаях, обозначенных ст.17 Закона №426-ФЗ. При возникновении одного из этих случая, процедура специальной оценки должна быть проведена в течение 6 месяцев.
Условия, при которых необходима внеплановая спецоценка:
- При появлении нового рабочего места;
- При принудительном назначении инспекцией по труду;
- При смене оборудования, технологического процесса, если при этом изменился уровень вредности и опасности условий труда;
- При замене используемых материалов и сырье, если опять же это изменит уровень вредных и опасных условий труда;
- При замене средств индивидуальной или коллективной защиты;
- При возникновении несчастного случая на предприятии, а также при обнаружении профессиональных заболеваний;
- Если такой оценки требует профсоюз или другой аналогичный орган.
Порядок проведения спецоценки условий труда требует назначение специальной комиссии, которая будет проводить и контролировать процедуру, по окончании которой составит отчет, подводящий итог.
Состав комиссии должен включать представителей организации, ее руководства, а также представителей сторонних организаций, специализирующихся на проведении специальной оценки условий труда. Перечень таких аккредитованных организаций приведен в специальном реестре.
В итоговом отчете комиссия определеяет степень вредности и опасности для каждого рабочего места и устанавливает класс или подкласс условий труда для каждого рабочего места.
Работники под роспись знакомятся с данным документом.
Рабочие места, в отношении которых не выявлены вредные и опасные условия труда, отражаются в декларации соответствия условий труда требованиям охраны труда. Данная декларация – новая и утверждена Приказом Минтруда РФ №80н от 07.02.2014. В данную декларацию соответствия заносятся сведения о рабочих местах, для которых установлен класс «оптимальный» и «допустимый».
Рабочие места, в отношении которых выявлены вредные и опасные условия труда, то есть в отношении которых установлены либо один из подклассов класса «вредный» или класс «опасный», подлежат отражению в формах РСВ-1 и 4-ФСС.
Необходимость отражения результатов спецоценки в форме расчета страховых взносов на ОПС и ОМС РСВ-1 возникает в связи с тем, что для вредного и опасного класса условий труда устанавливаются дополнительные тарифы страховых взносов по ставкам от 2 до 8%.
В связи с этим Постановлением Правительства ПФР от 16.01.2014 №2п разработана новая форма РСВ-1, в которой имеется отдельный подраздел 2.4. В этом подразделе и следует отражать данные о рабочих местах, для которых установлен класс «вредный» и «опасный».
Подробное заполнение новой формы РСВ-1 можно найти здесь, в статье предлагаем скачать сам новый бланк РСВ-1 и образец его заполнения за полугодие 2014 года.
В форме расчета страховых взносов на обязательное социальное страхование 4-ФСС также нужно отражать данные спецоценки. Для этого также была разработана новая форма 4-ФСС Приказом Минтруда №94н от 11.02.2014. Скачать ее бланк и образец заполнения за полугодие 2014 года можно здесь.
Для отражения данных специальной оценки предназначена таблица 10 данной формы, ранее в нее вносились данные об аттестации рабочих мест и медицинских осмотрах. Теперь в таблицу 10 вносятся данные о проведенной спецоценке и медицинских осмотрах.
Ответственность и штрафы
Если организация не относится с должной серьезностью к вопросу проведения специальной оценки условий труда своих рабочих мест и не проведет эту процедуру в течение 2014 года, ей может грозить административная ответственность в виде штрафа или же прекращения деятельность на срок до 90 дней.
Штрафы за не проведения спецоценки установлены ст.5.27 КоАП РФ.
В 2014 году штраф для организаций установлен в диапазоне 30 000 – 50 000 руб.; для ИП 1000 – 5000 руб.
В 2015 году суммы штрафов будут значительно увеличены: для организаций – максимальный уровень штрафа составит 200 000 руб., для ИП – 40 000 руб.