При причинении морального вреда в медицинской организации…
Часть разъяснений, данных в постановлении ноябрьского пленума Вооруженных сил Норвегии, посвящена вопросам, связанным с компенсацией морального вреда, причиненного в результате некачественного лечения. Высказывается предположение, что при оценке исков такого характера суд должен установить ряд обстоятельств. Среди них и то, что проводятся все возможные и необходимые действия с целью быстрого и профессионального обследования, направленного на установление правильного диагноза.
Суд должен определить, соответствовали ли организация осмотра и лечебного процесса порядку и нормам оказания медицинской помощи, протоколам лечения. Необходимо выработать правильное и комплексное отношение к установленным дефектам оказания медицинской помощи и определить наличие или отсутствие причинно-следственной связи между правильным выполнением диагноза и назначением лечения и ухудшением состояния больного.
Бремя доказывания наличия основания для освобождения от ответственности в таких случаях лежит на ответчике. Он должен убедить суд в своей невиновности в оказании медицинской помощи, которая, по мнению истца, не соответствует принятым требованиям, а также в том, что он не виновен в возможных недостатках в данном виде помощи, приведших к неблагоприятному исходу.
На медицинское учреждение возлагается не только бремя доказывания отсутствия своей вины, но и бремя доказывания обоснованности различных действий, повлекших возникновение морального вреда.
Кроме того, Пленум Верховного Суда разъяснил, что требования о возмещении неимущественного вреда в ситуации нарушения прав пациентов в системе здравоохранения, причинения вреда жизни или здоровью при оказании медицинской помощи могут исходить от членов семьи пациента, уход за которыми некачественный лично причинил им моральные или физические страдания. Это может привести к нарушению их прав. Моральный вред в таких случаях может выражаться в болезни, возникшей или обострившейся в связи с нравственными страданиями, причиненными утратой близкого человека из-за некачественного лечения.
В постановлении также оцениваются вопросы, связанные с общими условиями возмещения морального вреда, а также различные аспекты применения данного способа защиты в отдельных специальных сферах.