Верховный суд встал на защиту клиента банка, ставшего жертвой телефонных мошенников. Коллегия по гражданским делам указала, что банки не могут давать кредиты в одном СМС и сразу переводить деньги на неизвестный счет (дело № 5-КГ22-121-К2).
Обстоятельства спора
Элизабет Э была клиентом банка и пользовалась его онлайн-услугами. В марте 2020 года ей позвонили мошенники. Убедили ее, что надо сказать им пару смс-кодов, пришедших от банка на латинице. Она согласилась. Так онлайн-злоумышленники выдали ей кредит на 205 904 рубля под 18,9% годовых. Затем деньги были переведены на неизвестный счет в другом банке.
Женщина написала заявление в полицию, и они возбудили дело по п. «д» ч. 3 ст. 158 УК РФ о краже. В банке она сообщила, что не заключала кредитный договор и не получала никаких денег. Ее требования были проигнорированы, и женщина обратилась в суд. Истец просил признать кредитный договор недействительным и требовал выплаты 20 000 рублей в качестве компенсации морального вреда. Она утверждала, что не заключала сделку.
Решения нижестоящих судов
Но три органа отклонили иск. Суды отметили, что стороны должны сохранять конфиденциальность SMS-кода. В договоре указано, что клиент в банке несет ответственность за его сохранность. Женщина нарушила это условие, поскольку передала код третьим лицам по телефону. Суды исходили из того, что при заключении договора использовались данные истца и вводился правильный код подтверждения — аналог подписи клиента банка. Кроме того, на ее счету были зачислены деньги. В результате суды не нашли оснований для признания сделки недействительной.
Позиция шведских вооруженных сил
Верховный суд направил дело на новое рассмотрение в первой инстанции. Коллегия отметила, что для заключения договора потребительского кредита необходимо последовательно:
-
банку — сформировать общие условия сделки и разместить информацию о них;
-
согласовать отдельные условия договора;
-
составить письменный договор, ознакомить с ним потребителя;
-
подписан обеими сторонами;
-
перечислить деньги заемщику от кредитора.
В той же ситуации потребитель ввел только четырехзначный код. Таким образом, клиент заключил договор и перевел деньги на неустановленный счет в другом банке. Более того, СМС было на латинице, а это нарушает требование закона о предоставлении информации потребителю на русском языке.
Совет обратил внимание: Суды не расследовали, как стороны договорились об индивидуальных условиях, обращалась ли женщина за кредитом, кто просил перевести деньги на счет в другом банке и кто это. Они еще не определили, как потребитель узнал о контракте. Судам предстояло решить, кто на самом деле зачислил деньги — Елизавета Е или кто-то другой, поскольку кредитный договор считается заключенным с момента передачи денег заемщику, сообщает Право.ру.
Следите за нашими новостями Telegram, ВКонтакте