В век высоких технологий и повсеместного использования сложных механизмов участились случаи получения работниками производственных предприятий различных травм и увечий. О том, что нужно делать работодателю, если его сотрудник получил травму во время исполнения должностных обязанностей, и пойдёт речь в данной статье.
Производственной травмой называется любой вред, причинённый здоровью работника в период нахождения на рабочем месте или в любом другом месте по заданию работодателя. Нанявшее на работу сотрудника лицо при получении извещения о получении работником производственной травмы должно совершить ряд действия, направленных на оказание помощи пострадавшему, на ликвидацию последствий несчастного случая, расследование этого вопроса и выявление виновных.
Пострадавший сотрудник может рассчитывать на ряд компенсационных выплат, речь о которых внизу статьи.
Что делать работодателю?
Действия работодателя, если случилась травма на производстве:
- Прибыть на место происшествия и оказать травмированному сотруднику первую помощь (при необходимости) или вызвать бригаду скорой медицинской помощи.
- Организовать немедленную транспортировку работника до ближайшего лечебного учреждения.
- Опросить всех свидетелей (включая пострадавшего, если есть такая возможность) и составить протокол происшествия.
- Сформировать комиссию минимум из трёх человек, которая займётся уточнением обстоятельств несчастного случая, предшествовавших травме, и проверкой верности показаний свидетелей.
- После получения решения комиссии, оформленного в письменном виде, работодатель должен принять меры для минимизации вероятности получения подобных травм сотрудниками в будущем.
Какие документы нужно оформить работодателю?
Согласно тексту пункта 4 ФЗ №125, лицо, нанявшее на работу сотрудника, получившего травму на производстве, обязано предоставить в территориальный фонд ФСС следующие бумаги:
- Экземпляр акта, подтверждающего несчастный случай, в результате которого была получена производственная травма сотрудником;
- Справку, подтверждающую размеры среднемесячного дохода работника за период, применяемый для расчёта выплат по страховке;
- Справку, подтверждающую выплату работодателем сотруднику компенсации за вынужденный простой в полном размере;
- Копию трудовой книжки или иного документа, подтверждающего отношения работодателя и работника (как правило, для этих целей применяется соглашение о выплате страховых взносов за повышенный риск травматизма лицом, нанявшим сотрудника на работу, в государственные страховые фонды).
Компенсационные выплаты работнику
Работник, пострадавший в несчастном случае и получивший производственную травму, может рассчитывать на определенные компенсации и выплаты в связи с этим.
В случае, если работник получил повреждение лёгкой степени тяжести (и это подтверждается медицинским заключением), расходы на его лечение и реабилитацию должен понести работодатель, если же в процессе исполнения должностных обязанностей сотрудником была получена травма средней или тяжёлой степени, возмещение средств на лечение, физическую, психологическую и профессиональную реабилитации ложится на плечи территориального фонда ФСС.
Фонд социального страхования выплачивает работнику средства в размере 100% от его заработка, подтверждённого справкой, предоставленной работодателем, в случае необходимости дополнительных средств на лечение и реабилитацию ФСС на основании документации из лечебного учреждения выделяет дополнительные средства.
Кроме того, предприятие за счёт собственного бюджета может выплатить травмированному сотруднику дополнительные компенсационный выплаты в связи с производственной травмой, если это предусмотрено индивидуальным трудовым договором, заключённым при приёме на работу, или коллективным соглашением сотрудников с владельцем организации.
Работник, получивший в результате выполнения должностных обязанностей увечья или производственные травмы, имеет право на компенсацию морального ущерба, которую должен выплатить непосредственно тот, кто виновен в причинении вреда здоровью (ст. 8 ФЗ №125, п.3).