Взрослые люди, у которых наблюдаются сбои в работе систем организма врожденного характера или приобретенные вследствие травмы, осознают все предписания врачей и ограничивают себя в деятельности, которая могла бы усугубить ситуацию со здоровьем. Но ребенок с ограничениями по возможности здоровья (ребенок с ОВЗ) страдает не только физически/психически, но и эмоционально — ему нужно познавать мир, развиваться, играть, общаться со сверстниками, а врожденный или приобретенный дефект не дает ему такой возможности. Задачей родителя в такой ситуации становится оказание максимально возможного внимания сыну/дочери и проявление терпения к его особенностям. А перед государством стоит задача как можно более эффективно приспособить детей с ОВЗ к жизни в обществе и научить их работать, чтобы в будущем обеспечивать себя, а не жить на пособия. Для реализации подобных целей требуется организация особых условий воспитания и обучения, в зависимости от особенностей физического и психоэмоционального состояния ребенка. Для этого и была разработана классификация ОВЗ — в соответствии с принятыми категориями учеников с ОВЗ распределяют по специальным группам со специализированными программа обучения.
- Что понимается под “ограниченными возможностями здоровья” (ОВЗ)
- Комбинированные группы ОВЗ
- Какие выделяют категории детей с ОВЗ
- Образовательные возможности детей с ОВЗ
- Психолого-педагогическая работа с детьми с ОВЗ (сопровождение)
- Развитие детей с ОВЗ в детском саду
- Школы для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Ученики с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)
- Как оформить статус ребенка с ОВЗ
- Льготы для детей с ОВЗ
- Ребенок с ОВЗ и ребенок-инвалид — в чем разница
- Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) в отношении детей с ОВЗ
Что понимается под “ограниченными возможностями здоровья” (ОВЗ)
Аббревиатура ОВЗ расшифровывается как “ограничения возможностей здоровья”. Применяется данное понятие в случаях, когда у ребенка наблюдаются любые по продолжительности сбои в работе систем организма, из-за которых он не может полноценно развиваться, обучаться и проявлять свои способности. Нарушения здоровья медики подразделяют на:
- Физические недостатки.
- Психические аномалии.
- Сенсорные нарушения.
В зависимости от того, на протяжении какого периода времени ребенок испытывает дискомфорт от выявленных у него проблем со здоровьем, ОВЗ подразделяют на 2 группы:
- Временные (ограничения, которые не являются хроническими — это могут быть различного рода травмы, переломы).
- Постоянные (такие ограничения, как правило, являются врожденными и не проходят со временем — ребенку приходится отказаться от привычного для здоровых сверстников образа жизни и адаптироваться к жизни с принятием во внимание особенностей своего организма).
Детям с постоянными ОВЗ сложнее. И если дефект врожденный, родители проводят психологическую работу с малышами с самого их появления на свет. В дальнейшем ребенка передают на дошкольную подготовку для того, чтобы он мог адаптироваться среди здоровые детей и не чувствовать себя “особенным”. Возможно также и инклюзивное обучение, когда, несмотря на проблемы со здоровьем, ребенка отдают в обычную общеобразовательную школу, чтобы он воспринимал себя “не хуже других” и не зацикливался на своих недостатках. Если же заболевание серьезное и не позволяет учиться с другими детьми, организуется индивидуальное обучение на дому.
Ребенок с непроходящей проблемой со здоровьем сложнее познает мир и идет на контакт, в силу особого к нему отношения со стороны взрослых и сверстников, у него развиваются такие черты как:
- постоянная (порой беспричинная) тревожность;
- неуверенность к себе и своих силах;
- низкая самооценка (хотя, в некоторых случаях у ребенка развивается завышенная самооценка из-за того, с каким восторгом воспринимают родители любые маленькие достижения своего чада).
Работа медицинского работника и педагога с особенным ребенком выстраивается в соответствии с категорией, к которой его относят специалисты:
№ |
Особенности здоровья ребенка | Работа, проводимая с ребенком |
1 |
Нарушения двигательного характера (ребенок в инвалидной коляске) | Предписывается заботливое отношение, спокойная психологическая атмосфера, отсутствие угнетений со стороны сверстников. При этом рекомендуется все же обучение в обычной общеобразовательной школе, поскольку ребенок-колясочник может успешно обучаться в группе по общей программе. |
2 | Сенсорные нарушения (проблемы со зрением, слухом и др.) |
Педагогу не обойтись без специальных приспособлений и умений, у учителя должна быть соответствующая проф. подготовка. Детям с нарушениями слуха преподают с использованием языка жестов, при аномалиях зрения осваивается сначала шрифт Брайля. |
3 |
Сбои систем организма (проблемы сердца, легких и др.) |
Ребенка помещают в общеобразовательную школу, но при этом оказывают ему плановую медицинскую помощь. Ребенок с подобными заболеваниями способен обучаться вместе с здоровыми сверстниками без вреда для себя и других. |
4 | Психические отклонения (нарушение мышления, речи, памяти и др.) |
Главной задачей обучения становится развитие способности выполнять повседневные бытовые задачи и простейшие функции, чтобы обходиться в будущем без помощи других людей. Подбирается такой темп обучения, который был бы комфортен для ребенка. Школьные предметы (обычно просто речь, письмо и чтение) преподаются по специально разработанной коррекционной программе. |
Комбинированные группы ОВЗ
Чтобы дети с ограничениями по здоровью ощущали себя частью общества, укрепляли уверенность в своих силах и легче социализировались, применяется инклюзия — формирование класса учеников, только часть которых имеет проблемы со здоровьем. Если заболевание ребенка позволяет ему обучаться со здоровыми детьми и не мешает сверстникам получению образования, целесообразно рассматривать именно такой тип обучения, а не отдавать ребенка в коррекционную школу.
Полезно знать: Не стоит думать, что присутствие в классе особенного ребенка навредит другим детям — наоборот, психологи доказали, что обучение в условиях комбинированных групп учат здоровых детей толерантности и сопереживанию. В конце концов, всем нашим детям впоследствии нужно будет жить в одном обществе!
Условием инклюзивного обучения является переподготовка преподавателей — они должны уметь находить общий язык не только со здоровыми детьми, но и с учениками, имеющими проблемы физического или психического характера. Такие дети сложнее идут на контакт из-за закомплексованности и низкой самооценки.
Организация инклюзивного образования требует некоторой подготовки от каждого участника образовательного процесса:
- Министерство образования разрабатывает программу обучения, предполагающую такой темп и интенсивность получения знаний, которые были бы комфортны для всех детей (вне зависимости от того, здоровы они или имеют ограничения по здоровью);
- учителя придерживаются индивидуального плана развития каждого ученика и в обязательном порядке контролируют результаты обучения, при необходимости корректируя интенсивность преподавания;
- медицинские специалисты проводят совместное обучение (каждый ученик получает внимание от логопеда, дефектолога и психолога);
- родители детей с ОВЗ принимают активное участие в образовательной жизни ребенка (поощряют, помогают делать домашние задания, объясняют важность обучения), а родители здоровых учеников учат своих детей быть терпимыми к особенностям их друзей.
Какие выделяют категории детей с ОВЗ
Прежде чем говорить о категориях особенных детей, на которые их подразделяют медики и педагоги, разберемся с тем, почему нельзя просто разработать программы реабилитации, социализации и обучения в соответствии с заболеванием, имеющимся у ребенка. Например, куда проще было бы организовать отдельные классы для преподавания предметов глухим детям, слепым, ученикам с нарушениями психики и т.д. То есть первых учить, применяя язык жестов, вторых — по книгам Брайля, третьих — с учетом степени обучаемости. Однако, не все так просто. Особенностей — множество. Например, если ограничения возможностей здоровья наблюдаются у одного ребенка с рождения, у другого — с 2 лет, а у третьего — с 7 лет, все они будут воспринимать обучение по-разному:
- ребенок с врожденными проблемами уже к ним привык — он успешно начнет обучение по специальной программе уже с первых дней;
- дети, у которых проблемы начались в раннем возрасте (до 3 лет), уже успели получить некоторое восприятие мира через органы чувств, которые перестали нормально функционировать впоследствии, но до 3 лет еще нет понимания всего происходящего, и многое не запоминается;
- ребенок, у которого сбои в работе организма проявились после 3 лет, будет сложно поддаваться коррекционному обучению — ему придется смириться и научиться сосуществовать с новыми особенностями своего тела, несмотря на понимание того, что он отличается от других.
Что касается педагогов, они подбирают “стратегию обучения”, ориентируясь на уже сформированные Всемирной организацией здравоохранения категории детей с ОВЗ. Если принимать во внимание имеющиеся у ребенка нарушения, можно выделить следующие категории детей с ОВЗ:
- С задержкой психического развития.
- С нарушениями слуха (слабослышащие, полностью глухие, оглохшие уже после рождения).
- С нарушениями интеллектуального развития и речи.
- С аутизмом и иными проблемами эмоционального характера.
- С плохим зрением и полностью невидящие.
- С проблемами опорно-двигательного аппарата.
- С комбинированными нарушениями (например, одновременно глухие и слепые дети).
Образовательные возможности детей с ОВЗ
Очевидно, что ребенок с тем или иным заболеванием обучается по-разному, с разной скоростью восприятия нового материала и с различным успехом. Например, слепому с рождения ребенку при всем желании невозможно объяснить с абсолютной точностью, как выглядит то или иное явление, я глухой ребенок прекрасно поймет название предмета, но будет иметь затруднения с идентификацией признаков предмета и его качеств. А потому были разработаны перечни доступных образовательных процессов в зависимости от конкретного заболевания ребенка:
№ |
Ограничение возможностей здоровья | Способности особенного ребенка |
1 | Аутизм и нарушения психики аутической направленности (синдромы могут быть различными) |
Ребенок обучаем, хотя и имеет сложности в общении с преподавателем. Здесь важно подключить к работе родителей — они с самого раннего возраста должны оказывать ребенку психологическую поддержку. С возрастом понадобится помощь психолога и терпеливые занятия с педагогом. Чем раньше начать помогать детям с расстройствами аутического характера, тем проще им будет социализироваться и найти свое место в жизни. Пускай от некоторых проблем избавиться вряд ли получится (как правило, речь идет о сложностях с общением и неспособности к эмпатии), в ~20% случаев удается полностью убрать симптоматику заболевания. |
2 |
Умственная отсталость, задержка психического развития | Степень нарушения может быть различной — от легкой и незначительной до тяжелой, не позволяющей обучаться в принципе.
Если речь идет о легкой степени (например, медленное развитие речевых способностей), поможет своевременное оказание помощи психологом и педагогом — ребенок в итоге научится всему необходимому, будет сам решать бытовые вопросы и даже выполнять несложные трудовые обязанности. Дети со средней степенью умственной или психической отсталости нуждаются в постоянном контроле во внеучебное время и в адаптированных коррекционных программах обучения. |
3 | Замедленное развитие речи (без умственных отклонений) |
В данном случае одни специалисты рекомендуют обучаться вместе со здоровыми детьми, другие настаивают на индивидуальном обучении — все зависит от эмоционального состояния ребенка и желания родителей. Если выбор делается в пользу обычной общеобразовательной школы, в свободное от уроков время назначаются встречи со специалистами — логопедами, дефектологами и психологами. |
4 |
Проблемы со зрением (слепые, слабовидящие) | Во-первых, назначается больше уроков физкультуры — у детей с нарушениями зрения выявляются проблемы с координацией, причины совершенно понятны.
Во-вторых, на занятиях должен присутствовать логопед — он поможет ребенку соотнести изучаемые слова с обозначаемыми предметами. Чтобы помочь детям развить речь, нужно научить их представлять, как выглядит тот или иной предмет, при помощи более развитых осязания и слуха. |
5 | Нарушения слуха |
Здесь медики и педагоги достигли довольно хороших результатов — привлекая к занятиям в коррекционной школе психолога, сурдолога и дефектолога, удается добиться того, чтобы ребенок понимал и усваивал устную речь. Основной проблемой может стать исправление искаженного произношения неправильно услышанных и интерпретированных слов. |
Психолого-педагогическая работа с детьми с ОВЗ (сопровождение)
Важно! Решение о том, какой тип обучения выбрать для особенного ребенка (специальное образование, инклюзивное обучение или занятия на дому), принимает родитель. Специалисты не рекомендуют организовывать домашнее обучение без серьезных на то причин, поскольку такое получение образования не развивает социальные и бытовые навыки у ребенка. А при выборе коррекционной или обычной школы ориентироваться стоит на фактическое состояние ребенка — физическое, психическое и эмоциональное.
Что понимается под словом “сопровождение”, если мы говорим о работе с ребенком, имеющим нарушения здоровья. Здесь речь идет о психолого-педагогической работе, включающей в себя:
- индивидуальное общение с ребенком до определения его состояния и готовности получать образование в той или иной учебной группе (на данном этапе проводятся всевозможные тесты, анкетирования, наблюдения за поведением ребенка, диагностика его заболевания);
- разработка персонального плана обучения для проведения работ по коррекции имеющихся аномалий в комфортной для психики ребенка обстановке;
- проведение учебных занятий, привитие определенных навыков;
- осуществление плановой диагностики результатов обучения;
- консультирование родителей по поводу грамотного общения с ребенком.
Развитие детей с ОВЗ в детском саду
С недавних пор в ДОУ стали организовывать группы для особенных детей. Согласно законодательству, ребенок с ОВЗ имеет право на пребывание вместе со здоровыми детьми. Решение исходит от родителя малыша — всего имеется 3 варианта:
- Отдать ребенка в группу, воспитатель которой является специалистом в общении с детьми с ОВЗ (и который постепенно, шаг за шагом будет адаптировать ребенка к пребыванию со здоровыми малышами). Этот вариант рекомендуется чаще остальных, поскольку нужно грамотно интегрировать ребенка к здоровым сверстникам — малышу позволяют играть и обучаться со всеми, но при этом следят за отношением к нему и постоянно оказывают помощь (психологическую, медицинскую).
- Передать ребенка в коррекционную группу (или даже специальный детский сад), где все малыши имеют проблемы со здоровьем, и где все воспитатели прекрасно осведомлены об особенностях работы с такими детьми.
- Поместить сына/дочь в самый обычный класс (препятствовать этому руководство ДОУ не имеет права).
Школы для детей с ограниченными возможностями здоровья
Наиболее часто рассматриваемый вариант обучения детей с ОВЗ — включение их в инклюзивную группу. Считается, что пребывание и общение в компании здоровых детей благоприятно влияет на особенного ребенка, если грамотно направлять обе стороны отношений. Так, здоровых учеников учат быть терпимыми к детям с ОВЗ, проявлять к ним понимание, не исключать их из числа друзей, адекватно воспринимать сказанное ими, но при этом не давать им понять, что “для них делаются исключения”. А для школьников с ОВЗ принимаются следующие меры:
- Особое внимание учителей, но без формирования у ребенка ощущения того, что с ним “нянчатся”, и что ему объясняют материал “по несколько раз”.
- Программа обучения создается намеренно адаптированной — то есть, по ней могут заниматься как обычные дети, так и ученики с отклонениями в развитии.
- Учебные классы оборудуются таким образом, чтобы детям с ОВЗ было удобно заниматься, и чтобы они могли развивать самостоятельно и обходиться без посторонней помощи во время пребывания в школе.
Ученики с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)
Казалось бы, НОДА не ограничивает ребенка в получении знаний, и он вполне может посещать обычные занятия в общеобразовательной школе. Но и здесь все зависит от того, какого типа нарушения со здоровьем наблюдаются у ученика. Если рассматривать проблему в целом, дети с НОДА отличаются следующими особенностями поведения:
- нежеланием подчиняться правилам коллектива и предъявляемым в нем требованиям;
- совершением действий с ориентацией на получение эмоций удовольствия;
- инфантильностью;
- высокой степенью эгоистичности;
- чрезмерной эмоциональной возбудимостью.
Отсюда следует, что задачей педагога становится научить ребенка жить среди людей — уважать мнение и чувства окружающих, контролировать свои эмоции, придерживаться установленных в обществе и отдельном коллективе правил. Если школы с необходимыми условиями отсутствуют в регионе проживания ребенка, организуется обучение в домашних условиях или дистанционно. В двух случаях получение образования в общем классе в принципе недопустимо:
- Если нарушения опорно-двигательного аппарата появились из-за органических повреждений головного мозга — в таких случаях обычно выявляются проблемы с восприятием, мыслительным процессом и речью.
- Если речь идет о ДЦП, здесь роль играет больше аномалия в интеллектуальном развитие, нежели неспособность нормально передвигаться, а потому обучение должно быть максимально адаптированным под нужды ребенка.
Как оформить статус ребенка с ОВЗ
Государство оказывает поддержку семьям, в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, но чтобы претендовать на помощь, родителям или опекунам сперва необходимо узаконить статус “ребенка с ОВЗ”. Для этого потребуется:
- Сходить к лечащему врачу (обычно в поликлинику по месту постоянного проживания, к которой прикреплен пациент), попросить провести осмотр, подтвердить наличие определенного заболевания и выдать направление на прохождение врачебной комиссии.
- Пройти осмотр в назначенное специалистом время — в ходе медицинского освидетельствования будут зафиксированы все нарушения здоровья, которые препятствуют нормальному обучению ребенка (оформляется справка, в которой содержатся эти сведения).
- Получить статус ребенка с ОВЗ.
Можно пройти государственную психолого-медико-педагогическую комиссию, по итогам которой также будет выдана справка — но действует она только 12 месяцев и не дает права ни на какие привилегии со стороны региональных и государственных властей.
Льготы для детей с ОВЗ
Каждый ребенок, имеющий ограничения возможностей здоровья, вне зависимости от финансового положения родителей и социально-бытовых условий проживания, имеет право на следующие преференции:
- помощь специалистов (логопеда, психолога, дефектолога) на безвозмездной основе;
- питание в школьной столовой бесплатно;
- зачисление в инклюзивную группу;
- доп. время при сдаче школьных выпускных экзаменов.
Ребенок с ОВЗ и ребенок-инвалид — в чем разница
С логической точки зрения, и ребенок с ОВЗ, и ребенок-инвалид отличаются наличием различного рода ограничений по здоровью. Однако, не в одинаковой степени их недуги препятствуют обучению и нормальной жизни в обществе, а потому не каждый ребенок с ОВЗ имеет право на статус инвалида. Рассмотрим подробно, в чем разница между ребенком с инвалидностью и ребенком с ОВЗ:
№ |
Ребенок с ОВЗ | Ребенок-инвалид |
1 | В состоянии обучаться и хотя бы по минимуму заботиться о себе, если организовать ему специальные условия. |
Не может сам себя обслуживать (ходить в туалет, принимать душ, выполнять медицинские процедуры и т.д.). Не имеют возможности нормально передвигаться (или передвигаться в принципе) и обучаться чему-либо. |
2 |
Статус ребенка с ОВЗ подтверждается наличием справки из ПМПК | Статус ребенка-инвалида подтверждается справкой МСЭ (медико-социальной экспертизы) |
3 | Льготы: специализированное обучение, помощь специалистов. |
Льготы: специальные ежемесячные выплаты, различные преференции в плане налогообложения, оплаты ЖКУ, улучшения жилищных условий, а также лекарства, путевки в санаторий, бесплатный проезд к месту лечения, средства реабилитации и т.д. |
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) в отношении детей с ОВЗ
Под ФГОС подразумевается набор требований, которые должны быть учтены отечественными образовательными организациями. Задача, которая ставилась перед разработчиками требований — создать единство обучающих программ по России и обеспечить их преемственность. В отношении детей с нарушениями здоровья также существуют жесткие требования и рекомендации в отношении проведения занятий в соответствии с эмоциональными и физическими возможностями ребенка.
Существует стандартный ФГОС и ФГОС ОВЗ — для обычных школ и учебных заведений, в которых обучаются особенные дети (только или в том числе) соответственно. Детские сады и школьные учреждения должны:
- обеспечивать детям с ОВЗ прохождение работы с психологами и педагогами с целью выяснения их потребностей в получении знаний и умений, а также удовлетворять эти надобности;
- разрабатывать специализированные адаптированные программы обучения и следовать им;
- создавать максимально безбарьерную среду обучения, где дети с ОВЗ будут чувствовать себя частью здорового общества;
- обеспечение индивидуального подхода к каждому особенному ребенку.