Ребенок с инвалидностью требует больше внимания, ухода. Накормить малыша здоровой и полезной едой становится чуть ли не самой важной ежедневной задачей. Невозможно удержаться и не дать ребенку то, что он просит, и заменить «невкусную капусту» шоколадом. Но такой подход не считают нормальным, как и возведение еды в ранг поощрения и наказания.
Как кормить ребенка с инвалидностью
Дети с врожденными и приобретенными недугами, в частности, ДЦП, страдают от нутритивной недостаточности, мышечных спазмов, проблем с жеванием и глотанием. Постоянная боль может вызывать приступы агрессии, отказов от питания, повышенную требовательность.
Прием пищи для больных детей – не просто удовлетворение голода, но и социализация, которая положительно влияет на психическое состояние, развитие ребенка. Поэтому родителям следует найти подход, организовать питание, подобрать рацион, обеспечить полную безопасность ребенка.
Блогер, мать ребенка-инвалида с ДЦП
Техника безопасности при кормлении детей-инвалидов
Основное правило для родителей – обеспечить безопасность и комфорт детям с патологиями развития:
№ |
Техника безопасности | Особенности |
1 |
Положение ребенка в процессе еды | Правильное положение определяют по степени тяжести заболевания, возрасту ребенка. Значение имеет тип моторной дисфункции. Если ребенок не будет стабильным, увеличится количество и амплитуда непроизвольных движений, накормить его не получится |
2 |
Посуда |
Ложка должна быть по размеру рта ребенка. Нельзя брать большую ложку, если особенности строения рта не отвечают данному размеру. Чашки, тарелки берут из прочных материалов, которые легко дезинфицировать |
3 | Техника кормления |
Еду ребенку подносят спереди, чтобы она была в зоне видимости. На ложку набирают не более 2/3 объема |
4 | Техника питья |
Самый удобный вариант – кружки-непроливайки, однако с улучшением моторных функций ребенку дают пить из стаканов, бокалов |
Рацион ребенка с инвалидностью
Основные принципы питания и рациона подскажет лечащий врач. Что касается лакомств – продуктов с высоким содержанием простых углеводов, их должно быть мало, поскольку такая еда заменяет потребность в более полезной еде. Не стоит совсем отказываться от шоколада, чипсов, снеков (если это не категорический запрет доктора), но и замещать ими полноценное питание также не рекомендуют.
Лучшая еда – пюреобразная консистенция однородного типа. Хуже всего пациенты справляются с твердой пищей смешанного типа, например, овощным супом. Максимально жидкая еда в виде бульонов может спровоцировать сбои в перистальтике. Оптимальный вариант – пюрировать пищу блендером, добиваясь однородной и довольно плотной консистенции.
Врач-диетолог О.Н. Григорьян, специалист питания НИИ РАМН
На заметку! Крайне важно не злоупотреблять БАДами, не заниматься самолечением и не увлекаться модными диетами. Любые категорические изменения рациона (диеты, включение дополнительных БАДов) без консультации специалиста могут стать опасными для здоровья ребенка-инвалида.
Психологическое состояние ребенка-инвалида в процессе питания
Психологическое состояние ребенка зависит от состояния взрослых. Если родители нервничают, тревожатся за разбитую чашку, боятся, что ребенок не поест – это все моментально «отражается» на психике инвалида.
Если малыш не хочет есть сию минуту, то не нужно настаивать, отвлекать его внимание и «впихивать» еду. Питание не пойдет впрок, спазмы могут не дать ребенку проглотить еду.
Отказ от какого-либо продукта не всегда означает отказ от еды вообще. Детям может не нравиться температура, консистенция, а сообщить в силу своих особенностей, инвалид не может. В этом случае подбирают оптимальный вариант подачи полезного продукта.
Соглашаться с заменой супа на шоколадную пасту – намерено давать ребенку возможность усвоить урок: поплакал – получил то, что нравится, а не то, что полезно. Категорически не стоит кормить инвалида в состоянии стресса, делать еду наказанием или поощрением. Дети быстро учатся, поэтому последующие попытки накормить пюре вместо чипсов приведут к бурному проявлению агрессии, нервным срывам.