В связи угрозой коронавируса все государства мира были вынуждены вводить различные ограничения. В каких-то странах обошлось малыми мерами, в других ситуация продолжает оставаться нестабильной до сих пор. Однако есть одна мера, которую использовали практически все государства – это закрытие границ. Серьезность угрозы можно оценить по тому факту, что вирус начал распространяться по планете в конце февраля в начале марта, а ограничения по международному перемещению действуют до сих пор – в конце августа.
Закрытие границ сильно ударило по туристическому бизнесу, причем пострадали как организации, так и путешественники. Для компаний ущерб очевиден: невозможность заниматься основной деятельностью. Для граждан же невозможность отправиться на курорт не является сильным ограничением, влияющим на жизнь. Однако туристы, которые заранее оплатили свои путевки, пожелали вернуть деньги, но столкнулись с проблемой.
Действия туристических операторов
С момента ввода ограничения, то есть с марта 2024 г., туристические компании, сначала удаленно, а сейчас уже по обычному режиму работы, начали активно сотрудничать с гражданами, которые приобрели свои путевки до момента ввода ограничений.
Данная работа заключается в решении каждого вопроса в индивидуальном порядке. Туроператоры предлагают:
- смену дат вылетов и заселения в отели, при сохранении ранее утвержденной длительности отдыха;
- возможность смены пункта назначения, например уже сейчас можно обменять условный тур в Турцию на отдых в пределах территории РФ.
Однако главный вопрос, мучающий всех туристов, сейчас компании решить не могут. Это касается возврата средств.
Невозможность возврата средств
Существует несколько причин, в связи с которыми туристические операторы не могут вернуть средства. Однако главная из них проста: все туроператоры являются посредниками. Предоставляемые ими услуги заключаются:
- в бронировании и оплате отелей;
- в покупке билетов на самолет;
- в решении вопросов о трансферах из и в аэропорты и т.д.
Заключив договор с гражданином и получив от него деньги туроператоры сразу же начинаются свою работу. Они берут из оплаченной суммы комиссию за свою работу, а вся остальная часть отправляется на оплату услуг отелей, покупку билетов и т.д.
То есть к туристическим операторам нельзя подать претензию, так как фактически свою работу они выполнили. Договариваться о возврате средств следует с отелями, авиакомпания и другими организациями, чьи услуги были приобретены в составе тура.
Позиция органов судебной власти
Многие граждане, получившие от своих турагентов объяснение о невозможности возврата средств от лица оператора, обращаются в суд. Однако утверждение о том, что турфирмы сделали всю свою часть работы, действительно достоверно.
Подавать иски следует против отелей. И так делали и продолжают делать многие граждане, но, как показала практика, суды встают на сторону компаний, предоставляющих услуги. Главным обоснованием этого является факт того, что ситуация с объявлением мировой пандемии является форс-мажорным обстоятельствам, соответственно, не является причиной для расторжения договора в одностороннем порядке со стороны туриста.
На данный момент вернуть уплаченные денежные средства невозможно как минимум до конца 2024 г. Как будет складываться ситуация с коронавирусом позже – пока неизвестно. Туристам, которые уже оплатили свои путевки, остается только ждать возможности воспользоваться приобретенной услугой или заменить тур другой поездкой. Возместить затраты пока нельзя.