Всемирно известная система Московского метрополитена начинает испытания «FacePay», новой передовой технологии биометрической оплаты с распознаванием лиц.
Московский метрополитен начал тестирование бесконтактной системы оплаты проезда с использованием технологии распознавания лиц, которая позволит жителям российской столицы пользоваться общественным транспортом без необходимости носить с собой карту или наличные. По словам Анны Лапушкиной, руководителя пресс-службы департамента транспорта Москвы, нововведение должно стать следующим шагом в ускорении пассажиропотока в загруженной транспортной сети.
Ранее в этом году глава службы безопасности метрополитена Андрей Кичигин сообщил, что пассажиры смогут оплачивать проезд лицом до конца 2024 года. Теперь, по словам Лапушкиной, тестирование этой услуги пошло полным ходом, и одна из линий метро уже принимает оплату с помощью распознавания лица.
«Человек просто смотрит в камеру, затем камера распознает его, и пассажир может пройти через барьеры», — объяснила она. — «Это действительно не занимает времени. Вы останавливаетесь, камера считывает вас и сразу пропускает. Я думаю, это супер».
Она также отметила, что услугу уже протестировали более 60 000 сотрудников Московского метрополитена.
«Московский метрополитен занимает первое место по количеству способов оплаты в мире», — пояснила она.
Чтобы воспользоваться системой FacePay, пассажиры должны привязать счет в российском банке к своим биометрическим данным, и плата за проезд будет списываться автоматически. В прошлом году заместитель мэра Москвы Максим Ликсутов объяснил, что система FacePay работает даже в том случае, если пассажиры носят закрывающие лицо платки.
В марте группа защитников свободы интернета «Роскомсвобода» выразила опасения, что система может нарушить неприкосновенность частной жизни пользователей, а руководитель юридического отдела Саркис Дарбинян назвал ее «технологией двойного назначения».
«Сотрудники правоохранительных органов, которых никто не контролирует, будут иметь доступ к этим видеокамерам [распознавания лиц], поэтому, естественно, будут случаи злоупотреблений, слежки и каких-то политических репрессий», — сказал Дарбинян.
Однако новейшая технология не является уникальной в мире. Подобные системы уже действуют в некоторых китайских городах, в том числе в мегаполисе Чжэнчжоу, где проживает более 10 миллионов человек. В 2019 году газета South China Morning Post сообщила, что всего за пару месяцев около 200 000 пассажиров предпочли воспользоваться этой технологией.