Основные средства в бухгалтерии в 2024 году

Каждое предприятие использует в своей деятельности основные средства - машины, недвижимость, оборудование, компьютеры, мебель - все это относится к объектам основным средствам и используется предприятием длительное время.

Под основными средствами понимается доля имущества предприятия или организации, которая состоит из материально-вещественных ценностей, приобретённых с целью получения прибыли без последующей реализации.

Провести оценку состояния объектов ОС можно с помощью расчета коэффициента износа и коэффициента годности, как это сделать на примере — читайте здесь.

Основным средствам присуща отличительную особенность: в процессе эксплуатации они не изменяют свою материально-вещественную форму, а также переносят свою стоимость на полную себестоимость выпущенной готовой продукции путем амортизационных отчислений.

Не нужно путать амортизацию и амортизационные отчисления: амортизация это процесс морального и физического износа объекта. Амортизационные отчисления – это денежное выражение износа, 4 метода расчета амортизационных отчислений смотрите здесь.

Процесс списания стоимости объекта ОС проводится в течение всего срока полезного использования.

Классификация основных средств

Что относится к основным средствам?

  • здания;
  • сооружения;
  • устройства;
  • инструменты;
  • машины и оборудование;
  • транспортные средства;
  • производственный инвентарь;
  • хозяйственный инвентарь;
  • рабочий и продуктивный скот;
  • капитальные затраты на улучшение земель без насаждений и прочие многолетние насаждения.

В бухгалтерском учете все операции, связанные с движением основных средств оформляются соответствующими первичными документами.

Документы по учету ОС

  • Счет-фактура – основной документ по расчетам с поставщиками, отражающий фактическую отгрузку и выполнение работ, которые составляется поставщиком и предъявляется организации-покупателю.
  • Накладная – служит приложением к счету-фактуре и отражает передачу имущества поставщиком покупателю.
  • Акт приема-передачи – используется в качестве основания для принятия к учету на баланс организации (ОС-1, ОС-1а для зданий и сооружений и ОС-1б для группы объектов).
  • Акт о приеме оборудования ОС-14.
  • Акт о приеме-передачи оборудования к монтажу ОС-15.
  • Инвентарная карточка – регистр аналитического учета, содержащий в себе такую информацию как инвентарный номер объекта, год выпуска, первоначальную стоимость, норму амортизационных отчислений, а также сумму накопленной амортизации (формы ОС-6, ОС-6а, ОС-6б).
  • Все затраты на приобретение основного средства отражаются в журнале-ордере №16 «Учет капитальных вложений».
  • Акт на списание — при выбытии основного средства бухгалтер формирует данный документ, в котором представлена информация о техническом соответствии качеству, а также причина его списания (формы ОС-4, ОС-4а, ОС-4б).
  • Информация обо всех выбывших средствах собирается в журнале-ордере №13.
  • Накладная на внутреннее перемещение ОС форма ОС-2.
  • Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов ОС-3.

В бухгалтерии для учета всех операций, связанных с основными средствами, применяется счет 01 «Основные средства», прежде чем объект будет оприходован на 01 счет, он должен пройти через счет 08 «Вложения во внеоборотные активы». По сути дела, счет 08 – это промежуточный и вспомогательный счет. По дебету счета 08 собираются все затраты, связанные с приобретением ОС, после чего объект приходуется на 01 счет путем переноса собранных затрат с кредита 08 счета в дебет 01. Подробнее процесс учета поступления основных средств рассмотрен в этой статье.

Если стоимость объекта меньше 40000 руб.

Для предприятия существует возможность не приходовать некоторые объекты в качестве основных средств, а принимать их к учету в качестве материально-производственных запасов (МПЗ), а потом по мере отпуска в эксплуатацию списывать его в расходы.

Эта возможность относится к объектам, первоначальная стоимость которых не выше 40000 руб. Данное право предприятие закреплено в п.4 ПБУ 6/01.

Например, покупаем компьютер стоимостью 30000 руб. Если мы его примем в качестве объекта ОС, то мы его оприходуем в дебет 01 счета, будем ежемесячно начислять амортизацию в течении всего срока его использования, только после этого сможем списать компьютер со счета 01. Если же мы компьютер примем в качестве МПЗ, то для начала отразим его по дебету счета 10 «Материалы» проводкой Д10 К60, после чего можно сразу списать его в расходы в дебет счетов учета затрат  проводкой Д20 (25, 26, 44 и т.д.) К10 и забыть об этом. Как видим, возможность учитывать недорогие объекты в качестве МПЗ значительно упрощает жизнь бухгалтерам.

Если же стоимость ОС превышает 40000 руб., то принимать актив к учету нужно по всем правилам на 01 счет через 08.

Основные средства имеют огромное значение: они относятся к активной части бухгалтерского баланса, а также служат собственным источником образования хозяйственных средств, необходимых для финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Подробнее о поступлении основных средств на предприятие читайте в этой статье. А тут вы найдете информацию о том, как происходит бухгалтерский учет выбытия ОС из организации.

Предлагаем также задачи с ответами по теме «Учет основных средств».

Оцените статью
Права пенсионеров и инвалидов
Добавить комментарий

  1. Маргарита

    Здравствуйте!
    Читая про счет 08 (после перечисления документов), немного не поняла объяснение, пришлось обратиться к поисковикам. Может, наглядно показать, то есть сделать проводки?

    Ответить
    1. Ольга Петрова автор

      Здравствуйте, Маргарита!

      Более подробно этот момент рассмотрен в следующей статье.

      Для пояснения приведу пример:

      Покупаем станок стоимостью 100 000. Затраты по транспортировке — 5000. Затраты по сборке и монтажу станка — 7000. Доставка и монтаж осуществлялись силами сторонней организации. Как нам принять к учету этот станок, какие проводки выполнить?

      100 000 — Д08 К60 — учтена стоимость станка.
      5000 — Д08 К76 — учтены затраты на доставку (транспортировку).
      7000 — Д08 К76 — учтены затраты на сборку и монтаж.
      112 000 — Д01 К08 — станок принят к учету.

      То есть сначала учитываем все затраты, которые были связаны с приобретением ОС (основного средства) по дебету сч. 08, сумма всех этих затрат будет составлять себестоимость ОС. По этой себестоимости мы и примем объект к учету, для этого выполним проводку Д01 К08.

      Ответить
Adblock
detector