Трудовой кодекс и Постановление Правительства России № 749 дают исчерпывающие разъяснения относительно оформления служебных командировок сотрудников и самих руководителей фирм. Давайте разберемся, какая форма приказа о направлении работника в командировку, нужно ли издавать приказ, как его оформить, и кто должен его подписывать.
- Нужно ли составлять приказ о направлении сотрудника в командировку
- Форма приказа о направлении работника в командировку: как оформить
- Форма приказа о направлении работника в командировку: образец
- Форма приказа о направлении работника в командировку: кто подписывает
- Законодательные акты по теме
- Типичные ошибки
- Ответы на распространенные вопросы о том, какая форма приказа о направлении работника в командировку
Нужно ли составлять приказ о направлении сотрудника в командировку
Первичным документом в случае с необходимость направления сотрудника с служебную поездку является служебное задание, составленное по форме Т-10а, а не приказ руководителя. Этот документ является основанием для издания приказа и оформления командировочного удостоверения (если такие бумаги должны быть выданы в соответствии с внутренними актами предприятия).
Соблюдать процедуру оформления первичной документации важно, ведь в противном случае могут последовать претензии от налоговой службы. Нужно обратить внимание на сроки издания приказа о направлении в командировку, поскольку от этого будет зависеть число командировочных дней и величина затрат, которые компенсируются сотруднику.
Если издать приказ позднее, число командировочных дней будет учтено меньше, размер расходов в налогооблагаемой базе отразится меньший, чем на самом деле получил командированный сотрудник, уже уехавший по служебным делам.
Если в командировку направлен генеральный директор, для составления командировочного задания понадобятся 3 документа:
- служебное задание (направление руководителя в поездку и отчет о выполненных задачах);
- приказ (распоряжение), в котором сказано, что начальник должен поехать по служебным делам;
- командировочное удостоверение (документальное доказательство того факта, что сотрудник временно пребывает в командировке и, соответственно, по этой причине отсутствует по месту работы).
Читайте также статью ⇒ «Оплачиваются ли дни командировки в 2024».
Форма приказа о направлении работника в командировку: как оформить
Приказ о необходимости направления сотрудника фирмы или управляющего составляется по унифицированной форме Т-9. Если в поездке будут присутствовать сразу несколько подчиненных или руководителей компании, форма нужна Т-9а. Алгоритм заполнения формы следующий:
- В шапке бумаги указываем наименование компании, код ОКПО.
- Присваиваем документу порядковый (регистрационный) номер, прописываем дату издания распорядительного документа.
- Прописываем ФИО начальника, должность в компании, табельный номер.
- Далее называем компанию, которая принимает работника для осуществления трудовых функций в период пребывания в командировке, место расположения принимающей стороны.
- Затем обозначаем четкий период нахождения в поездке:
- число дней, проведенных в командировке;
- первым днем будет дата отъезда;
- последним днем станет дата явки по месту работы.
- Цель поездки копируется из служебной записки.
- Прописывается, кто оплачивает командировочную поездку (при необходимости).
- Указываем основание для оформления приказа — служебное задание (№ и день его составления).
- Подпись сотрудника, готового к отъезду по служебным делам.
Читайте также статью ⇒ «Направление сотрудника в командировку».
Форма приказа о направлении работника в командировку: образец
Перейдите по ссылке, чтобы посмотреть ⇒ Образец приказа по форме № Т-9 о направлении сотрудника в служебную командировку.
Форма приказа о направлении работника в командировку: кто подписывает
Если в командировку отправляет директор предприятия, он самостоятельно подписывает оформленные для себя служебное задание и командировочное удостоверение. Если его полномочия не делегированы иному сотруднику, то он и приказ о своем направлении в поездку подписывает сам.
Директор вправе выбрать себе замену из лиц, которым позволено замещать руководителя по закону и локальным нормативным актам предприятия. При делегировании полномочий передается также и право подписи, а значит, упомянутые выше документы будут подписаны замещающим лицом. Таковым может выступать:
- главный бухгалтер фирмы (если такой подход разрешен Уставом);
- руководитель отдела кадров;
- начальник филиала, подразделения, иной структуры;
- зам. генерального директора;
- иной учредитель (если учредителей компании несколько).
Читайте также статью ⇒ «Командировка за счет принимающей стороны».
Законодательные акты по теме
ст. 166 ТК РФ | Термины и определения, касающиеся служебной командировки |
Постановление Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 | О служебных командировках |
Типичные ошибки
Ошибка: Руководитель фирмы передал свои полномочия главному бухгалтеру вместе с правом подписи командировочного удостоверения и приказа о направлении директора в командировку, не оповестив сотрудника об этом.
Комментарий: Делегирование полномочий перед отъездом в командировку необходимо согласовывать с сотрудником, который будет временно исполнять функции директора. Должен быть оформлен соответствующий приказ, а также доверенность.
Ошибка: Сотрудник, имеющий доступ к государственной тайне, был отправлен в командировку на срок 12 месяцев.
Комментарий: Период пребывания в командировке лиц, допущенных к государственной тайне, не может превышать 6 месяцев.
Ответы на распространенные вопросы о том, какая форма приказа о направлении работника в командировку
Вопрос №1: Обязательно ли в нотариальном порядке заверять доверенность на замещение директора на период пребывания в командировке?
Ответ: Нет, данный документ заверять не обязательно.
Вопрос №2: Сколько нужно хранить в архиве приказы о командировании сотрудников?
Ответ: Если командировка краткосрочная — 5 лет, если долгосрочная — 75 лет (касается поездок в пределах России и за границу).