Для того чтобы новый сотрудник быстро и эффективно стал полноценной частью коллектива, необходимо проведение определенных действий и мероприятий. Оптимальным вариантом становится создание программы адаптации персонала в организации. Она включает в себя основные шаги, которые предпринимаются для вовлечения работника в процесс. Приоритет при этом ставится не только на его трудовых обязанностях и нормах выработки, но и на психологическом и социальном аспекте. Это обусловлено тем, что интеграция в коллектив является немаловажной, а иногда и определяющей, частью освоения.
- Особенности программы адаптации персонала в организации
- Структура программы адаптации новых сотрудников
- Адаптация новых сотрудников состоит из двух частей:
- Цель программы адаптации
- Ответственные лица за подготовку программы адаптации
- Результат программы адаптации
- Этапы разработки программы адаптации
- Советы по составлению программы адаптации
Особенности программы адаптации персонала в организации
Программа адаптации это план введения в должность. Она нужна для установления единого процесса приспосабливания к новым условиям во всех компаниях. Специалисты утверждают что сотрудник «акклиматизируется» окончательно только спустя год работы на новом месте.
Самым сложным периодом являются первые три месяца. Этот период как раз совпадает с периодом испытательного срока. Если проект составлен правильно, срок «акклиматизации» персонала на предприятии может быть сокращен до шести месяцев.
Читайте также статью ⇒ Положение об адаптации персонала на предприятии в 2024.
Структура программы адаптации новых сотрудников
Адаптация новых сотрудников состоит из двух частей:
Общая часть | Формируется общее представление об предприятии, особенностях, условиях оплаты труда, о коллективе т.д. Знакомство с рабочим местом, личное знакомство со всеми сотрудниками и беседа с руководителем. |
Индивидуальная часть | как правило, составляется прямым руководителем, затем она должна быть согласована с руководителем направления и начальником отдела кадров. Включает в себя план по вступлению в должность, план оценки занятия должности и назначение куратора. |
За 10 дней до окончания испытательного срока в отдел кадров направляются отчет работника о проделанной работе, а так же предоставляют информацию руководитель и куратор с оценкой работы и выполнения поставленных задач новым сотрудником.
Цель программы адаптации
Программы адаптации в различных фирмах составляются и внедряются с учетом специфики конкретной компании.
Главная цель – обеспечение внимательного подхода к новому работнику, создание максимально комфортных и в то же время эффективных условий вступления в должность.
Программа адаптации персонала нужна для того, чтобы в организации была цельная, отработанная процедура приема работников.
Основная задача адаптации – быстрое и простое введение новичка в курс дела, знакомство с коллективом и должностными обязанностями.
План введения в должность способствует минимизации ошибок, снижает изначальный дискомфорт и повышает уровень квалификации работника уже с первых дней.
Читайте также статью ⇒ Этапы адаптации персонала.
Ответственные лица за подготовку программы адаптации
План по адаптации новых сотрудников составляется менеджером по подбору кадров совместно с руководством. Часто они составляют только план вхождения в должность нового сотрудника, это относится больше к индивидуальной части программы.
В проекте участвуют:
- Руководитель;
- Специалист отдела кадров;
- Куратор;
- Претендент на вакантный пост.
План адаптации на предприятии должны применять:
- Руководитель подразделений;
- Руководитель направлений;
- Отдел кадров;
- Генеральный директор;
- Куратор.
Результат программы адаптации
Что дает внедрение грамотно спланированной программы адаптации:
- минимизация издержек на период вовлечения в рабочий процесс;
- снижение текучки кадров на 10-20%;
- экономия времени руководства и рядовых специалистов;
- формирование у новичка чувства удовлетворенности трудом;
- база для создания приверженности работника организации.
Этапы разработки программы адаптации
Разработка программы адаптации персонала предполагает прохождение следующих этапов:
- сбор информации о вакансиях, квалификационных требованиях к кандидатам;
- изучение конъюнктуры, состояния, перспективы развития рынка труда, работы учебных заведений, готовящих необходимые предприятию профессиональные кадры, предложений службы занятости, бирж труда, кадровых агентств;
- анализ действующей системы адаптации в организации, ее результативности; ознакомление с законами и нормативными документами, регламентирующими адаптивный процесс (положения об испытательном сроке и адаптации сотрудников, внутренние инструкции о наставничестве, инструкции о проведении собеседования); разработка адаптационных мероприятий, опросников для интервьюирования, собеседований, подбор инструментария для психологического и профессионального тестирования, определение сроков действия программы (краткосрочная, длительностью до 1 года, до 3 лет);
- выбор категории сотрудников (молодые специалисты, квалифицированные кадры, руководители среднего звена, топ-менеджеры), структуры программы, непосредственных участников адаптации конкретного сотрудника;
- знакомство с новым сотрудником, сбор сведений;
- разработка критериев оценки успешности адаптивной программы и возможности ее коррекции.
Советы по составлению программы адаптации
Чтобы оценить правильность составления программы, и в дальнейшем оценить ее результативность, проверьте были ли включены в нее следующие мероприятия:
1. Проинформирован новый сотрудник о графике работы, даты начало работы;
- Необходимо проверить правильность ведения личного дела нового сотрудника и оформления при приеме на работу;
- доведены до сведения и подписаны инструкции по ТБ, ППБ, должностным обязанностям, внутреннему распорядку, регламентирующие документы;
- ознакомление со всеми членами коллектива, администрацией, предоставлена вся необходимая информация о предприятии;
- разработаны ли способы предотвращения конфликтных ситуаций.
Важно!!! Перед тем как составить программу адаптации необходимо с начало побеседовать с новым работником, затем внимательно прочитайте резюме и посмотрите портфолио сотрудника.
Соберите сведение об уровне подготовке, опыте работы, образовании, предпочтениях в работе с клиентами, пожеланиям по графику работы, условиях труда, размерах и форме оплаты, притязаниях на карьерный рост.
Читайте также статью ⇒ Адаптация сотрудников. Методы адаптации.
Составьте предварительный психологический портрет, очертите круг возможных трудностей, необходимой помощи. Установите доверительные отношения с сотрудником, добейтесь взаимопонимания. Выберите кандидатуру будущего наставника.