В ходе мартовских обращений к населению в связи с распространением коронавирусной инфекцией Владимир Путин, среди прочего, заявил также о выплате семьям, имеющим детей школьного возраста, 10 000 рублей для подготовки ребенка к школе. С учетом падения реальных доходов на фоне ограничительных мер, такая сумма была очень кстати. Тем более, что на покупку всего необходимого уходит от 5 до 20 тысяч рублей. Некоторые источники публикуют даже сумму в 23 тысячи и более.
С марта до конца августа на разных уровнях не утихали обсуждения возможности таких выплат, в том числе наличия во внебюджетных фондах необходимых средств. Еще в начале августа было непонятно, пройдут выплаты, или нет. Четкую информацию об этом трудно найти и сейчас: по-видимому, федеральная инициатива была заменена региональными программами поддержки семей. Тем не менее, в конце сентября группа депутатов Госдумы направила в Правительство России соответствующий законопроект.
Подробнее об этой инициативе
Ее авторы – фракция ЛДПР в Государственной Думе, а также два члена Совета Федерации – Иван Абрамов и Сергей Леонов. Главой рабочей группы этого законопроекта выступил председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов. В настоящее время, в соответствии с регламентом, законопроект лежит в аппарате Правительства России, где должен пройти финансово-экспертную оценку.
В пояснительной записке указано, что данная мера социальной поддержки вызвана значительным сокращением реальных располагаемых доходов населения вследствие пандемии коронавируса. Вместе с тем затраты родителей на подготовку ребенка к школе достаточно высоки и не могут быть осилены ими в тяжелых экономических условиях без дополнительной поддержки. Помощь распространяется только на детей граждан России.
Источником финансирования данной программы предлагается сделать федеральный бюджет РФ. Авторы законопроекта также предлагают установить ежегодную индексацию этой выплаты, чтобы покрывать инфляцию – хотя бы в рамках ее официального уровня. В случае принятия такого закона он должен вступить в силу 1 января 2024 года. Таким образом, первая выплата по нему пройдет никак не ранее августа следующего года.
Насколько инициатива реальна?
К сожалению, несмотря на всю насущную необходимость и поддержку рядом известных лиц, законопроект может получить отрицательную оценку экспертного управления аппарата Правительства. Причина в том, что реализация указанных мер социальной поддержки увеличит расходы федерального бюджета в 2024 году на 270 миллиардов рублей. Притом, что проект закона о бюджете на 2024 – 2024 года уже внесен в Госдуму.
Профинансировать данную инициативу можно за счет средств Фонда национального благосостояния, который был увеличен на 1,8 триллионов рублей, однако надо помнить и о других расходах федеральных властей, приоритеты в которых они расставляют исходя из собственных представлений. К тому же в текущем году государство выделило на поддержку семей 580 миллиардов, не предусмотренных в годовом бюджете изначально.
Поэтому к инициативе ЛДПР и двух сенаторов стоит относиться без преждевременной радости. Законопроекты, исходящие не от правящей партии, редко встречают полное и безусловное одобрение как в парламенте, так и в правительстве. Даже если аппарат Кабмина даст положительный отзыв на проект, в процессе обсуждения его в Госдуме сумма выплаты может уменьшиться, а норма о ежегодной индексации исключена.