Воспитание здорового ребенка требует от родителей немало сил, опыта и времени. Но если дело касается ребенка-инвалида, помощь родителям становится жизненно необходимой. Причем помощь нужна не только финансовая, но и психологическая, методическая. Учитывая, что сеанс психолога, методиста стоит дорого, далеко не каждые мама с папой могут позволить себе такую роскошь. Проблему решают бесплатные сеансы, которые сегодня становятся все более востребованными.
Направления помощи для родителей детей-инвалидов
Специалисты утверждают, что помощь родителям должна быть оказана по нескольким направлениям:
- Оптимизация состояния родителей и детей-инвалидов. Речь идет о психологическом состоянии, которое у членов семьи не всегда является адекватным. Только при нормализации состояния возможна дальнейшая работа над проблемой.
- Ликвидация причин неконструктивного отношения родителей к детям-инвалидам. В эту группу входит устранение педагогической безграмотности.
- Третье направление помощи – это гармонизация отношений, психологического климата в семье.
К сожалению, сегодня многие мамы и папы детей с ограничениями по здоровью не знают даже основ психологии, методик занятий, развития навыков у детей-инвалидов. Задача психолога не только устранить деструктивные проявления в отношениях, но и оказать помощь в налаживании нормального взаимодействия родитель-ребенок.
Е. Г. Силяева, профессор по кафедре психологии, доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной психологии РГСУ
Возможные варианты помощи без доступа к специалистам по психологии и методистам
Бесплатную помощь психолога и методиста можно получить сегодня не только при визитах к специалистам, но и онлайн, а также:
- В родительских клубах, сообществах родственников детей-инвалидов. Расширяя круг общения, семья помогает себе, узнает о проблемах, с которыми сталкиваются другие люди.
- Онлайн-консультации. Многие профессионалы с удовольствием оказывают родителям детей-инвалидов поддержку на безвозмездной основе.
- Онлайн-журналы. Информационное обеспечение семей крайне важно для людей, которые буквально не знают, как решать повседневные проблемы по уходу за больными детьми. Практические советы, опыт других родителей, сумевших преодолеть трудности, помогает достичь психологической стабильности, гармонии в семье.
Психологи подчеркивают: первый шаг к пониманию скрытых проблем – это определение собственного стиля «борьбы» с неприятностями, осознание собственных резервов. Многие родители не могут взглянуть на проблему иначе, сравнить ее с жизнью других людей, найти какие-то духовные и практические источники поддержки. Именно эта помощь необходима семье и ее оказывают специалисты психологи, методисты.
Центр «Турмалин» предлагает помощь
Профессионалы центра предлагают бесплатные консультации для семей, где есть дети с инвалидностью. Получить профессиональную и квалифицированную поддержку, помощь могут мамы, папы и другие родственники детей-инвалидов из любого региона РФ. Специалисты проводят консультации в очном режиме и с помощью видеосвязи онлайн.
Родители детей с инвалидностью сами выбирают регулярность бесед. Это могут быть разовые консультации или курсовые циклы обучения, регулярные встречи. Помощь психолога бесценна, особенно для людей, которые оказались в безвыходной ситуации.
Родители деток с инвалидностью чувствуют эмоциональную пустоту, вину за дитя, страх за его будущее и часто не верят в собственные силы. Понять причины своего страха, не отчаяться, не опустить руки, создать в доме комфортную психологическую атмосферу – то, в чем помогут специалисты центра «Турмалин».
Методисты помогают родителям лучше узнать особенности и возрастные предпочтения ребенка, понять его требования. Помощь методиста нужна для:
- выбора нормального ритма дня;
- подбора оптимального вида деятельности для инвалида;
- определения практических занятий, наиболее подходящих для ребенка-инвалида;
- интеграции навыков в повседневную жизнь.
Методист поделится с родителями различными видами терапии, также специалист подскажет варианты налаживания взаимодействия с неговорящими детьми, поможет подобрать альтернативный способ коммуникации с теми, кто не реагирует на раздражители, не видит и не слышит.