Настоящий нормативно-правовой документ, именуемый профессиональным стандартом, является своего рода усовершенствованным заменителем тарифно-квалификационного справочника. Его ключевое назначение — определение требований к образованию, опыту, личностным качествам представителя определенной профессии. Читайте также статью ⇒ Прием работника на постоянную работу.
В части образовательной сферы утверждены и действуют с 2017 года 5 профстандартов педагога.
Назначение действующего профстандарта | Основание для применения, требования к квалификации |
Для учителя (воспитателя) |
Приказ Минтруда № 544н от 18.10.2013
(проектирование, общеобразовательный процесс в детсадах, школах, для специалистов 5 и 6 уровня) |
Педагогу-психологу |
Распоряжение Минтруда РФ № 514н от 24.07.2015 (для специалистов высшего профильного образования, 7 уровня квалификации) |
Педагогу дополнительного образования (методисту, тренеру-преподавателю и т.п.) | Распоряжение Минтруда РФ № 613н от 8.09.2015 (требуемый уровень квалификации — 6.1, 6.2, 6.3) |
Для педагога профобразования (ссуза, вуза) | Приказ Минтруда РФ № 608н от 8.09.2015 (для специалистов 6—8 квалификационных уровней) |
Соцпедагогу
(учреждений образования разного типа) |
Распоряжение Минтруда РФ №10н от 10.01.2017 (для организации воспитательного процесса необходимы педагоги со средним либо высшим образованием, имеющие 6 уровень квалификации) |
Стандартно шаблон подобного документа (приказ Минтруда РФ № 147н от 12.04.2013) включает 4 раздела и преимущественно содержит:
- Главные критерии отбора и формирования преподавательского состава.
- Квалификационные требования к педагогам (в части образования, опыта).
- Условия допуска к работе.
Применять данные нормы обязаны все наниматели, организации всех форм собственности сообразно ст. 195.3 ТК РФ. С учетом действующего профстандарта уровень квалификации педагогов в 2024 году также оценивается сообразно новым установкам. На основе данного документа на локальном уровне составляется план его реализации.
Правила допуска к педагогической деятельности
Наниматель не вправе отказать в работе лицам, перечисленным в ст. 64 ТК РФ (к примеру, гражданину РФ без постоянной регистрации либо инвалиду, направленному согласно имеющейся квоте вакансий).
Основные ограничения по допуску (трудоустройству) к педагогической работе определяются ст. 331 ТК РФ. Речь идет не о квалификационных требованиях, а об особых случаях, при которых на законодательном уровне конкретным лицам запрещено работать по данной специальности.
Эти условия наниматель обязан учитывать при приеме на работу, дабы не совершать ошибок при оформлении работника либо нарушений трудового законодательства. Итак, запрещено допускать к педагогической деятельности следующие категории физлиц:
- утративших это право по решению суда;
- признанных недееспособными;
- педагогов, которые имеют судимость по ст. 16, 17, 18, 20, 24, 25, 29 УК РФ.
- больных наркоманией, острыми либо хроническими заразными болезнями;
- лиц с тяжелыми, устойчиво прогрессирующими, затяжными психическими расстройствами.
Оформление на работу в школу
Прием на работу в школу производится стандартно общим порядком.
Основные этапы трудоустройства педработника | Пояснения |
Написание, оформление заявления о приеме на работу | Составляется произвольно, регистрируется, подается на согласование нанимателю |
Представление документов для приема на работу вкупе с заявлением | Пакет документов готовится и отдается сообразно ст. 61 и 65 ТК РФ. Обычно он включает:
· паспорт; · трудовую; · СНИЛС; · документы об образовании; · военный билет; · справку из суда об отсутствии судимостей; · медсправку на предмет отсутствия противопоказаний к педагогической работе |
Ознакомление с правилами внутреннего распорядка, коллективными договором, должностной инструкцией, иными локальными актами | Производится под подпись принимаемого на работу лица |
Составление, подписание, регистрация трудового договора
(в 2 экземплярах) |
На основе обычной формы подобного документа с учетом требований профстандартов, ТК РФ компилируется содержание договора для педработника |
Издание, регистрирование приказа о приеме на работу | С изданным распоряжением нужно ознакомить трудоустроенного педработника под подпись не позднее третьего дня работы |
Внесение сведений в кадровые документы | Сотрудник кадрового отдела делает записи в трудовую, личную карточку, иные документы принятого на работу лица |
Ключевой момент в оформлении — соответствие будущего работника предъявляемым требованиям, наличие надлежащих документов, отсутствие запретов на занятие педагогической деятельностью.
Ошибочные действия нанимателя при приеме на работу педагога
Описание ситуации | Правильное применение законодательных норм к рассматриваемой ситуации |
Наниматель отказался брать на работу учителем женщину. Единственная причина — ее мужу по решению суда запрещено заниматься педагогической деятельностью | Данная причина не может служить основанием для отказа в трудоустройстве женщины.
Отказ в данной ситуации необоснованный, т. к. на нее основание ст. 331 ТК РФ (по части привлечения к уголовной ответственности) не распространяется, а применяется только по отношению к мужу Примечательно, все основания сообразно ст. 331 ТК РФ при трудоустройстве действуют только в отношении тех лиц, к которым они непосредственно относятся. Речь идет о недееспособности, наличии судимости, заболеваний, при которых нельзя допускать педагога к работе, и пр. При этом родственников они не касаются |
Экспертное пояснение о сроках применения профстандарта
К вопросу о времени реализации профстандарта педагога обращается в письме № 08-241 от 3.03.2015 Минобрнауки РФ. В частности, было предписано не применять нормы профессионального стандарта к педагогическому составу организаций, ведущих образовательную деятельность, вплоть до 1.01.2017.
Соответственно, новые требования к квалификации, аттестации, профподготовке педагогов сообразно профстандарту предъявляются в полной мере только с 2017 года.
Письмо удостоверено директором Департамента А. В. Зыряновой.
Пример 1. Работа педагога по совместительству
Е. В. Поленова при наличии основной работы в школе (на полной ставке), по совместительству подрабатывает в другой организации образования. Во второй организации с ней заключен отдельный трудовой договор. Суммарно, в неделю она трудится 54 часа (36 основных + 18 дополнительных).
Ответы на часто задаваемые вопросы
Вопрос №1: Какой деятельностью, на каких условиях вправе заниматься педагоги по совместительству?
Педагоги имеют полное право работать по совместительству. Для них это может быть воспитательная, учебная, иная педагогическая деятельность. Правовую сторону данного вопроса регулируют:
- Постановление Минтруда № 41 (указание на конкретные должности, объемы работ, их длительность, которые предусмотрены при совместительстве).
- ФЗ № 273 «Об образовании» (о трудовых обязательствах и правах педагогов).
- ТК РФ, статьи 282, 283, 285 (трудовые отношения между нанимателем и совместителем).
По совместительству работник образования вправе трудиться у другого нанимателя, выполняя иные обязательства, что непременно оформляется отдельно полноценным трудовым договором.
Скачать Пример трудового договора совместителя
На совместителя будут распространяться все привилегии сообразно ст. 287 ТК РФ. Ему должны будут предоставить отпуск вкупе с отдыхом по основному месту работы (ст. 286 ТК РФ). Аттестацию работник вправе проходить на любом месте работы.
Если педагог подрабатывает на основном месте работы, то это будет уже совмещением, что, соответственно, фиксируется посредством допсоглашения.
Вопрос №2: Сколько часов педагог-совместитель по закону вправе работать дополнительно и будет ли этот период засчитываться в стаж?
Законодательно для работника образования на основной работе предусмотрена 36-часовая рабочая неделя. При этом по совместительству этот же педагог вправе трудиться не более 18 часов в неделю (ст. 284 ТК РФ).
Стаж будет учитываться только при работе на полной ставке. Это касается и основной, и дополнительной (по совместительству) работы.