Некоторые авиаперевозчики предлагают своим клиентам сертификаты на последующий полет. Их используют вместо возврата денежных средств. Насколько это законно и может ли клиент требовать возврата денег?
Ваучеры или электронные сертификаты ввели в оборот в качестве накопительного документа. Он хранит в себе деньги за несостоявшийся полет. Ваучер можно предъявить к оплате во время следующего полета, но нельзя обменять на «живые» деньги. Юристы считают ваучеры способом ненавязчивого кредитования авиаперевозчиков. Тем, кто путешествует не чаще 1-2 раз в год они не нужны, а вот деньги могут понадобиться.
Применение ваучеров разрешено Постановлением Правительства №991 от 6 июля 2020 года. Постановление также дает дополнительные права авиакомпаниям. Они могут:
- изменять условия договора на перевозку пассажиров в одностороннем порядке при возникновении чрезвычайной ситуации;
- принимать сумму, уплаченную за билет в счет оплаты другого полета в течение 3 лет с момента несостоявшегося полета.
Кроме того, на сумму, которая вошла в ваучер, начисляются проценты в соответствии с ключевой ставкой ЦБ.
Несмотря на постановление, юристы считают, что выдача сертификата на полет нарушает права потребителя, а также федеральное законодательство, гарантирующее эти права. Так, руководитель АБ «Панфилов и партнеры» Алексей Панфилов отметил, что отсутствует гарантия не только того что клиент захочет совершить другую поездку, но и того, что сам авиаперевозчик не прекратит деятельность. Все это делает ваучер бессмысленной бумажкой в столе пассажира. Если авиаперевозчик обанкротится или уйдет с рынка, то возврат денег потребителю законом не предусмотрен.
Чтобы отказаться от ваучера, пассажиру нужно составить претензию к авиакомпании. В ней описать причину, по которой пассажир отказывается от сертификата и потребовать вернуть деньги. На рассмотрение претензии отводится 30 дней. Если ответ не будет получен или он отрицательный, то пассажир вправе обратиться в суд.