Онлайн-магазины предлагают клиенту визуально ознакомиться со свойствами товара. Клиент не может его оценить и принимает решение, основываясь на представленной информации. Какими правами обладают покупатель и продавец во время дистанционной торговли?
Продажа товара в интернет-магазине называется дистанционной. На нее распространяется действие закона «О защите прав потребителей» (ст. 26.1). Он определяет права покупателя и продавца в целом. Подробнее о них говорится в Правилах продажи товаров дистанционным способом. Покупка товара в магазине по каталогу или на основе информационного буклета подчиняется тем же правилам. Это тоже дистанционная торговля.
Прежде, чем сделка состоится, покупатель должен получить представление о свойствах товара, его стоимости, сроке службы, а также о продавце, его местонахождении и способе доставки. Вся информация оформляется в письменном виде – в форме буклета, на сайте и т.д. Если возникнут разногласия, то клиенту нужно на что-то ссылаться. Поэтому письменная форма предоставления информации очень важна.
Причины возврата товара
Дистанционный товар нельзя пощупать или проверить его работоспособность. Он может оказаться некачественным или просто не подходить под ваши требования. Поэтому правила выделяют 3 базовые причины возврата:
- брак;
- предоставлена неполная информация;
- товар не подходит (цвет, размер, фасон и т.д.)
Любая из причин дает возможность вернуть товар. Исключение составляет только товар, изготовленный по индивидуальному заказу. В такой ситуации закон становится на сторону продавца. Он понес затраты и не может быть уверен в том, что сможет продать ваш заказ другому клиенту.
Юристы рекомендуют внимательно относиться к правилам и покупателям, и продавцам. Рассмотрим ситуацию на примере. Мама заказывает ребенку торт ко дню рождения. Иногда клиент отказывается от заказа. Но кондитер не может взыскать с него средства потому, что все договоренности устные. Заказ принимается по телефону, о свойствах товара тоже сообщают устно. Поэтому и заказчица, и кондитер не могут обратиться за защитой к закону.
Как возвращают товар
Возвращаемая вещь не должна носить следов использования. Бирки, упаковка, пломбы должны остаться целыми.
Интернет-магазин может:
- принять товар и вернуть деньги;
- заменить товар на подобный;
- починить товар за свой счет и вернуть покупателю;
- вернуть часть денег, снизив цену.
Обычно магазин предлагает один из вариантов, но не настаивает и согласится с решением гражданина. Пересылка возвращаемого товара происходит за счет покупателя, хотя магазин вправе установить свои требования.
Дистанционная торговля предлагает больше удобств, чем поход в обычный магазин, но у нее есть и свои риски. Покупка в малоизвестном магазине – это всегда риск. Поэтому внимательно читайте информацию о товаре и проверяйте репутацию магазина.