Наконец-то поступило разъяснение от Верховного суда РФ по поводу единственного жилья должников и возможности его изымать. В вышедшем судебном решении составлен список правил, по которым будет меняться дорогостоящая недвижимость на дешёвую.
Теперь единственное жилое помещение у должника перестало быть неприкосновенным. Произошло это после того, как очередной должник купил себе жилье, стоящее значительных средств, рассчитывая, что на него невозможно наложить исполнительное взыскание. Но его кредитор не согласился с этим и дошёл до Конституционного суда со своим иском. После этого было вынесено решение об обмене дорогостоящего жилья на более дешевое и близкое к социальным нормам.
Появившееся после этого судебное решение высшего судебного органа России по подобному случаю станет отправной точкой для применения разъяснений Конституционного суда. Так что теперь статья 446 ГК более не гарантирует иммунитет для жилого помещения неплательщика, даже если оно в одном экземпляре.
Разработан свод рекомендаций для решений по подобным судебным делам:
- Покупкой нового жилого помещения может заняться финансовый специалист вместо кредитора. Естественно, в этом случае только после приобретения должником права собственности на новую более скромную недвижимость он потеряет право на спорное жилье.
- Имущественный иммунитет и его ограничение обсуждается на общем собрании кредиторов в присутствии должника, который тоже имеет право голоса. Только потом решение принимает суд.
- Вопрос с продажей жилья поручителей может возникнуть, только если не хватает средств от продажи имущества основного должника.
Кстати, последний пункт появился тоже благодаря одному судебному процессу, в котором отстоять свои права на единственное жилье пытается предприниматель, ставший поручителем по кредиту организации. После местных судов и кассационных рассмотрений дело дошло до ВС РФ, в котором были отменены решения нижестоящих судебных органов. Было предложено провести собрание кредиторов, просчитать целесообразность продажи дома, после чего пересмотреть решение этого иска заново.