Сотрудник работает в сфере ЖКХ. У него стандартная пятидневная неделя. Руководство организации периодически выдает заказ на вахту по телефону в нерабочее время, например, в новогодние и майские праздники. Эти смены оплачиваются только тогда, когда необходимо выйти на работу.
Во время «телефонного» обслуживания сотрудник должен находиться дома, периодически обращаться в службу экстренной помощи, а также быть в курсе всего, что происходит на территории организации. Этот вопрос не регулируется трудовым договором.
Имеет ли работник право отказаться от этих обязанностей? Обязан ли работодатель компенсировать работу в эти дни отпуском или увеличением заработной платы?
Роструд считает, что дежурить дома могут только медицинские работники. В выходные дни услуга оплачивается вдвое. Допускается также компенсация в виде дополнительного дня отдыха. Неважно, были ли звонки на самом деле.
Для привлечения сотрудника на работу в выходные или праздничные дни необходимо получить его письменное согласие. Кроме того, важен и сам характер работы: это должна быть работа, от срочного выполнения которой зависит нормальная работа организации в будущем. Поэтому нельзя «загружать» сотрудника его обычными обязанностями, вызывая его на работу в выходные дни.
вовлекать работника к работе в праздничные и выходные дни без его согласия можно только в случае возникновения чрезвычайной ситуации, например, для предотвращения катастрофы, несчастного случая на производстве, а также для выполнения работы, необходимость которой обусловлена государственной властью чрезвычайного или военного положения.
Во всех остальных случаях работодатель требует письменного согласия работника. Кроме того, необходимо учитывать мнение выборного органа первичной профсоюзной организации.