Статья 264 НК РФ содержит перечень прочих расходов, которые учитываются при налогообложении. Пп.28 п.1 ст.264 НК РФ дает возможность налоговую базу по налогу на прибыль уменьшать на величину рекламных расходов. В учете расходов на рекламу есть свои особенности, о которых мы поговорим в статье ниже.
Прежде всего, нужно сказать, что реклама – это информация о реализуемых товарах, производимой продукции, услугах, товарном знаке, которая преподносится широкой аудитории с одной целью, вызвать интерес у этой аудитории, тем самым увеличив объем продаж и, соответственно, прибыль.
Реклама очень важна для каждого развивающегося предприятия, грамотно организованная рекламная компания позволяет значительно повысить прибыль организации.
Налоговый и бухгалтерский учета рекламных расходов может несколько отличаться.
На заметку!
Читайте также статьи по учету расходов на медосмотры — ссылка, на спецодежду — ссылка, на командировку — ссылка. Учет представительских расходов.
Налоговый учет
Согласно НК РФ, все рекламные расходы можно разделить на ненормируемые и нормируемые.
Ненормируемые расходы на рекламу – это те, которые учитываются в их фактическом размере (то есть полностью).
Нормируемые расходы на рекламу – учитываются в пределах норм, установленных НК РФ.
Ненормируемые
Перечень рекламных расходов, которые можно учесть при налогообложении в полном объеме, в соответствии с произведенными фактическими затратами, приведен в п.4 ст.264 НК РФ.
В полно размере учитываются расходы на:
- Рекламу через СМИ, информационно-телекоммуникационные сети, при кино- и видеообслужиавнии;
- Световую и наружную рекламу, сюда же входят затраты на рекламные конструкции, щиты стенды;
- Участие в выставках, ярмарках, экспозициях, оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов, демонстрационных залов;
- Изготовление рекламных брошюр и каталогов.
Нормируемые
Нормируемым расходам на рекламу также посвящен один абзац в п.4 ст.264 НК РФ, в котором говорится о том, что все виды расходов за отчетный (налоговый) период, не перечисленные в перечне ненормируемых выше, могут учитываться в целях налогообложения лишь в размере, не превышающем 1% выручки от реализации.
Выручка определяется в соответствие со ст.249 НК РФ, то есть берется выручка от реализации товаров, работ, услуг без учета НДС и акцизов.
Например, выручка организации без НДС за календарный год составила 9 000 000 руб., а нормируемые рекламные расходы – 100 000 руб. Налоговую базу по налогу на прибыль организация может уменьшить лишь на 1% от 9 млн.руб., то есть на 90 000 руб. Оставшиеся 10 000 руб. при налогообложении организация учесть не сможет.
Например, в качестве нормируемых можно учесть затраты на призы, которые разыгрываются среди массовой аудитории. Если же эти призы предназначены для ограниченного круга лиц, например, сувениры для сотрудников компании, то в качестве рекламных эти расходы учесть нельзя.
Важно обращать внимание на этот момент. В качестве рекламных можно учесть только те расходы, которые произведены на рекламу, адресованную широкому кругу неопределенных лиц, что следует из определения понятия «реклама».
Бухгалтерский учет
В бухгалтерии, как обычно, все проще. Деления на нормируемые и ненормируемые не происходит. Все произведенные рекламные затраты включаются в состав расходов по обычным видам деятельности. Списание расходов производится на основании документов, подтверждающих произведенных затрат (акт о выполненных работах, оказанных услугах, документы об оплате и пр.).
Независимо от того, когда организация оплатила произведенные рекламные затраты, в бухгалтерии эти затраты признаются в момент их совершения.
Проводка по списанию расходов на рекламу имеет вид: Д44 К60. При наличии НДС он выделяется на счет 19 проводкой Д19 К60.