Инвалидами называют людей, у которых имеется физическое или психическое отклонения от нормы. Для получения инвалидности необходимо пройти медико-социальную экспертизу, которая присвоит группу, данное правило действует для людей старше 18 лет. В случае если ребенок является инвалидом, то группа ему не присваивается до 18 лет. Инвалидам, вне зависимости от возраста необходимо необходимы адаптационные программы, которые способствуют обычному уровню жизни. В рамках данной статьи мы поговорим об образовательных, адаптационных программах для людей с ограниченными возможностями здоровья, которые имеют место быть в определенном возрасте.
- Что такое адаптационная программа
- Программа «Доступная среда»
- Программа адаптации детей-инвалидов в детском саду «Мы вместе»
- Адаптационная программа «Школа – территория для всех»
- Частная школа «Морозко»
- Адаптационная программа при осуществлении трудовой деятельности
- Мнение эксперта
- Часто задаваемые вопросы
- Распространенные ошибки
- Заключение
Что такое адаптационная программа
Адаптационной программой называют комплекс мероприятий, направленных на восстановление личности инвалида в обществе, а также на установление контакта с людьми разного возраста вне зависимости от особенностей.
Для этого в настоящее время имеется множество программ, которые имеют одни единые цели, но скорректированы непосредственно под инвалида. В детской инвалидности присущ термин инклюзия, который своей деятельностью приравнивает инвалида и здорового ребенка, но тем не менее подводит обычного ребенка к мысли о помощи нуждающемуся. Сам термин «инклюзия» в переводе с изысканного французского языка означает «включающий в себя», в педагогике термин означает появление классов где могут быть как дети инвалиды, так и здоровые. Инклюзия актуальна не только в школах, но и детских садах и других учебных заведениях.
Программа «Доступная среда»
Одна из самых популярных программ, которая действует на государственном уровне. Данное программа полюбилась безусловно всем, кто ознакомился с ней.
Важно! Из 146 000 000 жителей Российской Федерации, к сожалению 9% имеют инвалидность, часть которой появилась в детском возрасте.
Программа «Доступная среда» действует с 2011 года, соответственно уже практически 8 лет. За это время проведено много работы, которая дает свои плоды в настоящее время. Пока в государстве подписан законопроект о действии данной программы до 2025 года.
«Доступная среда» в 2024 году |
||
№ |
Цели |
|
Условно цели можно разделить на:
Основные Дополнительные. |
||
1 | Создание законопроекта, который повысит уровень жизни инвалидов в социальной сфере | Увеличение объектов, которые будут оказывать помощь, связанную с здоровьем:
v Реабилитационные центры, в которых имеется всё необходимое оборудование; v Оздоровительные центры, которые повышает уровень здоровья |
2 | Увлечение бюджета, который должен быть направлен на всесторонне развитие данной программы | Общение с самими инвалидами в целях выявления необходимых объектов, которые будут улучшать качество жизни |
3 | Введение в эксплуатацию новых объектов недвижимости, которые будут направлены на повышение уровня образования | |
4 | Профессиональная подготовка кадрового состава, который будет готов к взаимодействию с инвалидами разного возраста. Подготовка моет быть выражена в:
v обучении новой профессии (актуален в том случае если человек до этого времени имел совсем иную профессию, которая не связана с социальной, образовательной, медицинской сферой); v повышение квалификации (используется только тогда, когда человек имеет например образование воспитателя детей дошкольного возраста, а для взаимодействия с детьми-инвалидами ему необходимо пройти повышение квалификации). |
|
5 | Всяческое взаимодействие государственных органов и людей с ограниченными возможностями здоровья. | |
6 | Трудоустройства граждан с инвалидностью (разумеется в том случае, если есть желание) на официальную работу. | |
7 | Обеспечение медицинский учреждений, которые помогают инвалидам необходимыми оборудованиями, лекарствами. |
Важно! Программа направлена на плотное взаимодействие граждан и государства, где от первых ожидают предложений по улучшению качества жизни, а от вторых финансирования и иной помощь.
Финансирование программы действует в совокупности федерального и регионального бюджета. В настоящее время существует такое правило выделения денежных средств на развитие программы:
- Республика Крым и Севастополь получают поддержку в виде 95%, а остальные 5% добавляют из регионального бюджета. На такой высокий процент оказывает влияние общее количество дотаций, в данном случае она ниже 40%;
- В других городах помощь выделяется не больше 70%.
В 2024 году на развитие программы планируется выделить около 55 000 000 рублей, что является достаточно крупной суммой.
Задачи, которые планируют достичь с помощью внедрения данной программы |
||
№ | Задача |
Пояснение |
1 | Доступ к объектам в сфере обслуживания | К сожалению, не всегда человек с ограниченными возможностями здоровья может войти в необходимое место.
Сюда можно отнести не только пандусы, но и ограждения подъемников, которые выступают поручнями, а так же держатели, которые установлены в санитарных узлах. |
2 | Бесплатная медицинская помощь | Представлена в виде:
v лекарств, в которых нуждается инвалид; v путевок в санаторий; v Право на получение помощи профильных специалистов с выездом на дом, если возможность самостоятельного посещения отсутствует. |
3 | Занятость граждан с ограниченными возможностями здоровья | Данная задача подразумевает в себе достаточно много подпунктов:
1. Трудоустройства инвалидов, который только получил специальность; 2. Обучение инвалидов; 3. Переквалификация лиц с ограниченными возможностями, используется тогда, когда прежняя должность инвалида не соответствует его физическому состоянию. |
4 | Получение инвалидности | Объективность медико-социальной экспертизы, которая при объективном ухудшении здоровья должна дать группу следую.
Если у человека была вторая группа, а с момента медико-социальной экспертизы самочувствие ухудшилось (это подкреплено медицинскими документами), то после осмотра и проверки документов ему следует присвоить первую группу. |
Первоначальное появление программы стало серьезной задачей для государства по ее внедрению Некоторые люди сомневались в её эффективности, однако спустя 7 лет можно отметить полученные итоги, на которых не планируют останавливаться:
- Появление квотируемых рабочих мест;
- Увеличение реабилитационных центров;
- Участие в разнообразных мероприятиях;
- Появление светофоров, которые обладают не только световым эффектом, но и звуковым;
- Установка в общественных транспортах мобильного пандуса;
- Появление некоторых каналов на телевидении, которые сопровождаются сурдо-переводом.
Программа адаптации детей-инвалидов в детском саду «Мы вместе»
Если включить программу уже в дошкольном возрасте, можно избежать многих проблем в школе Детям в раннем возрасте гораздо легче привить помощь к нуждающемуся и объяснить почему другой ребенок носит очки или передвигается на коляске.
Участниками программы является не только педагогический коллектив детского сада, но и сами дети с родителями. Внедрение программы достаточно сложный процесс и требует колоссальную работу как педагогам, так и родителям.
Программа работает в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении города Ханты-Мансийска.
Цели и задачи программы |
||
№ | Цель |
Задачи |
1 | Создание максимальных положительных условий для развития ребенка-инвалида | Организовать первоначальную адаптацию детей |
2 | Повышение уровня образовательной подготовки | Исследовать первоначальные возможности всех детей в группе |
3 | Разработка методик, которые будут направлены на развитие детей |
Программа функционирует только один год, и с момента внедрения уже имеется положительный эффект, который выражен в виде привыкания детей к детям с ограниченными возможностями здоровья. Дети самостоятельно, без подсказки воспитателя оказывают помощь и помогают в выполнении определенных заданий.
Детский сад государственного образца, поэтому оплата свыше той, которая положена за питание не взымается. В среднем сумма за питание по городу Ханты-Мансийску – 3380 рублей.
Адаптационная программа «Школа – территория для всех»
Программа «Школа – территория для всех» функционирует в городе Томске, в 34 школе государственного образца. Обучение в школе бесплатное, оплачивается только питание, продленка и дополнительные занятие, если они необходимы.
Целью программы является: поддержание инклюзивного образования и внедрение социальных условий.
Как и у любой программы имеются задачи:
- Приобретение необходимого оборудования для детей-инвалидов;
- Профессиональная подготовка педагогов, которые находятся в штате;
- Повышение толерантности у здоровых детей по отношению к инвалидам.
Частная школа «Морозко»
В городе Москва функционирует школа «Морозка», которая сочетает образовательный процесс здоровых детей и инвалидов. В данном случае родители могут выбрать самостоятельную форму обучения:
- Очная – ребенок посещает школу;
- Заочная – на дом приходит педагог.
Школа имеет поддержку Департамента образования города Москвы и имеет аккредитацию. «Морозко» предлагает родителям:
- Небольшие классы, где из 10-12 человек всего 3-4 инвалида;
- Группы подбираются исключительно по первоначальному тестированию, соответственно классы создаются по умственным показателям;
- Питание 4 раза, исключительно здоровое;
- Дополнительные возможности в виде (физкультуры, массажа, посещения логопеда).
График работы с 8 утра до 8 вечера, стоимость обучения по заочной форме – 8000 рублей, очная – 17 000 рублей.
Адаптационная программа при осуществлении трудовой деятельности
Некоторым данная программа, покажется неуместной так как люди осуществляющие трудовую деятельность вместе с инвалидом уже взрослые и должны отдавать отчет в своих действиях.
Программа адаптации персонала используется в городе Екатеринбург в компании АО Газпром газораспределение.
Адаптационная программа необходимо не только инвалиду при трудоустройстве в новый коллектив, а даже и обычному человеку.
Цели и задачи адаптационной программы |
||
№ | Цели |
Задачи |
1 | Сама адаптация, которая должна быть успешной по отношению к инвалиду | Введение работник в обязанности |
Психологические игры и методики, направленные на осуществление взаимодействий инвалида и других работников. |
Адаптацию на месте работы можно разделить на такие этапы как:
- Подготовительный – знакомство человека с ограниченными возможностями здоровья с рабочим коллективом, которые должны помогать ему на началах;
- Теоретический – знакомство с должностной инструкцией и обязанностью инвалида;
- Практический – выполнение обязанностей на практике;
- Заключительный – подведение итога.
В данном случае адаптация тоже бесплатна, так как в результате заинтересована сама компания.
Мнение эксперта
«Доступная среда» одна из популярных программ в наше время. С помощью ее введения можно решить множество проблем инвалидов, которые нуждаются в этом. Что для нас кажется легким, то для инвалида может быть невозможным, именно поэтому я буду голосовать за продолжение программы после 2025 года.
Заместитель председателя Правительства Российской Федерации по вопросам социальной политики Голикова Т.А.
Часто задаваемые вопросы
Вопрос №1 Необходимо ли инвалиду оплачивать денежные средства для получения адаптационной программы?
Ответ: Если это государственные программы, то финансированием является федеральный и региональный бюджет, в таком случае оплачивать ничего не нужно. Однако есть те образовательные программы, которые используются в частных центрах (детских садах, разливательных учреждениях, школах) в таком случае необходимо вносить оплату. И даже в таком случае оплата не будет являть за саму программу, а лишь за посещение частного центра.
Вопрос №2 Если в школе имеется программа адаптации детей инвалидов, могу ли я как родитель с ей ознакомиться?
Ответ: Если школа государственная, то там действует программа, которая соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам. Иные программы не имеют право на существование в школах государственного образца. В любом случае руководитель школы не будет против ознакомления с программой, так как ничем не рискует.
Распространенные ошибки
Ошибка Другие дети, которые получают образование в классе с инвалидами будут получать меньше знаний
Комментарий: Это достаточно серьезное утверждение, которое волнует родителей здоровых детей. Однако данное утверждение рассыпается под натиском доказательств. Ущерба для детей в плане образования абсолютно нет, а лишь наоборот дети учатся быть терпимее, оказывать помощь нуждающимся. Педагоги уделяют внимание всем одинаково, поэтому учеба страдать не будет, к тому же и в одном классе (35 человек) не может быть больше 5 инвалидов одного вида (колясочники, с нарушением зрения или слуха).
Ошибка Инвалиды при трудоустройстве не смогут выполнять такие же задания, как и здоровые люди.
Комментарий: Инвалидность вовсе не влияет на качество выполнения функций. Безусловно есть те трудовые места, где инвалид не справиться с работой, например, строитель, водитель крупного автомобиля. В таких сферах квотируемые места и отсутствуют. А вот, например, операторы, отвечающие на звонки, могут быть, и инвалиды. Ведь согласитесь не важно кто будет отвечать на той стороне, а главное качественное решение проблемы, с которой человек обратился.
Читайте также:
Выплаты инвалидам в Нижегородской области и Нижнем Новгороде в 2024 году.
Заключение
Внедрение адаптационной программы приносит только пользу как обычным детям, так и инвалидам, которые учесться существовать в одном обществе. Написать программу может далеко не каждый человек, так как требования к написанию, оформлению программы достаточно серьезные.