Бухучет в строительстве представляет собой одно из сложнейших направлений современных видов бухгалтерского учета. Действующие в настоящее время законодательные и нормативные документы оказывают довольно существенное влияние на порядок ведения бухучета в данной отрасли.
Законодательная база
Бухучет в строительстве осуществляется в соответствии с общепринятыми нормами. Но, помимо этого, также следует учитывать и ряд специфических документом и нормативной базы. Учитывать необходимо следующее:
- Закон 39-ФЗ, которым регламентируется вопрос об инвестиционной работе в пределах РФ.
- ПБУ 2/94.
- ПБУ продолжительных инвестиций, действующее на основании письма Минфина №160 от 1993 года.
- Инструкция о порядке формирования статотчетности по капвозведению зданий и сооружений, которая была разработана и принята Приказом Госкомстата 185 от 1993 года.
Важно! Данный перечень нормативных документов не является исчерпывающим, но он содержит в себе необходимые нормативно-правовые акты, которые позволяют корректно вести бухгалтерский учет в строительстве.
Читайте также статью ⇒ БУХУЧЕТ В ОПТОВОЙ ТОРГОВЛЕ
Бухучет в строительстве
Такой вид деятельности, как строительство, подразумевающий возведение объектов и сооружений, значительно отличается от иных видов деятельности. Причем отличие заключается как в порядке осуществления деятельности, так и в бухгалтерском и налоговом учете. Основные отличия, которые можно выделить в бухучете строительства, следующие:
- Документы. Компании, имеющие отношение к строительству, пользуются иными документами для того, чтобы отражать этапы и результаты строительства. К примеру, акты выполненных работ (спецформа КС-2) и справка о стоимости строительства (спецформа КС-3).
- Осуществление учета затрат по элементам. То есть все затраты компании делятся на такие элементы, как материалы, зарплата, работа оборудования и машин, накладные расходы.
- Порядок принятия объекта. Объекта строительства, после завершения работ должен быть принят в соответствии с определенными правилами, специальной комиссией. По итогам приемки составляется акт приема передачи по форме ОС-1а.
- Регистрация объекта. После того, как строительство здания завершено, оно должно быть обязательно зарегистрировано в госорганах. Только после этого данный объект может включаться в состав ОС.
Важно! Бухгалтерский учет в организации-заказчика значительно отличается от бухгалтерского учета в организации-исполнителя.
Читайте также статью ⇒ БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ АГЕНТСКИХ ДОГОВОРОВ
Основные документы подрядчика
К основным документам, оформляемым в случае проведения строительства подрядным способом, относят:
- «Акт о приемке выполненных работ» форма КС-3.
- «Справка о стоимости выполненных работ и затрат» форма КС-3.
Важно! Акт формы КС-2 составляют в случае приемке выполненных строительно-монтажных работ. На основании этого документа составляется справка КС-3, которая является основанием для расчетов с заказчиком.
Учет затрат по строительству ОС ведется на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». На основании документов формы КС-2 на дебете 08 счета, субсчете 3 «Строительство объектов ОС» учитывают затраты по возведению объектов, монтажу оборудования и иные расходы, с кредита 60 счета «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Бухучет в строительстве у подрядчика
Порядок ведения бухучета компаний, занятых в строительном бизнесе, указан в ПБУ 9/99, ПБУ 10/99, ПБУ 2/94 и ПБУ по учету инвестиций. Затраты строительной организации должны разделяться на определенные элементы, указанные нами выше.
Для того, чтобы отразить затраты строительные компании используют 20 счет «Основное производство». По дебету данного счета отражают затраты на:
- материалы (одновременно отражаются затраты по кредиту 10 счета «Материальные запасы»);
- заработную плату работников (отражаются по кредиту 70 счета «Расчеты по оплате труда»);
- расчеты с поставщиками (отражаются по кредиту 60 счета «Расчеты с поставщиками и заказчиками»).
В случае поэтапной приемки используется 46 счет «Выполненные этапы по незавершенному производству», при этом формируется следующая проводка: Д46 К90 – отражение незавершенной реализации производства. Таким образом, производственные затраты компании дебетуют 20 счет в корреспонденции с кредитом следующих счетов:
- счет 10 «Материалы» — когда осуществляется передача в основное производство строительных материалов, запасов и конструкций;
- счет 23 «Вспомогательное производство» — на затраты, связанные с содержанием цехов вспомогательного назначения;
- счет 70 «Расчеты с персоналом» — по оплате труда;
- счет 69 «Налоги и отчисления» по расчетам с бюджетом в отношении страховых выплат за сотрудников;
- счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на суммы, оплаченные за услуги, работы и товары, которые было предоставлены сторонними компаниями.
Пример бухучета в строительной организации
ООО «ВЕГА» ведет деятельность в области строительства. Компания заключила договор на строительство офисного здания. Приемка строительства происходила поэтапно:
- Первый этап – на 3 млн. рублей.
- Второй этап – на 4 млн. рублей.
В соответствии с условиями договора предоплата составляет 90% от стоимости каждого этапа. Соответственно, аванс за первый этап составляет 2,7 млн. рублей, а аванс за второй этап – 3,6 млн. рублей. Начала строительных работ приходится на март 2024 года, окончание первого этапа строительства на июнь 2024 года, а окончание второго этапа строительства – на август 2024 года. Себестоимость по первому этапу равна 2 млн. рублей, а по второму 3 млн. рублей.
Проводки в этом случае будут следующими:
Хозяйственная операция | Д | К |
На расчетный счет поступил аванс за 1 этап работ | 51 | 62.1 |
По авансу начислен НДС | 62.1 | 68.1 |
Завершен первый этап строительства и подписан КС-2 | 46 | 90.1 |
Начислен НДС | 90.3 | 68.1 |
Восстановлен НДС с аванса | 68.1 | 62.1 |
Списана себестоимость работ первого этапа строительства | 90.2 | 20 |
Начислена прибыль от приемки первого этапа строительства | 90.9 | 99 |
На расчетный счет поступил аванс за второй этап строительства | 51 | 62.1 |
Начислен НДС | 62.1 | 68.1 |
Списание стоимости строительных работ первого этапа строительства | 62 | 46 |
Отражение выручки | 62 | 90.1 |
Начислен НДС | 90.3 | 68 |
Восстановлен НДС с предоплаты | 68 | 62.1 |
Списана себестоимость работ второго этапа строительства | 90.2 | 20 |
Отражена прибыль второго этапа выполненных работ | 90.9 | 99 |
Зачтена сумма предоплаты | 62.1 | 62 |
Бухучет в строительстве у заказчика
Одной из особенностей учета со стороны заказчика заключается в том, что строительство объекта строительства для заказчика – это вложение денежных средств во внеоборотные активы. Учет осуществляется на 08 счете «Вложение во внеоборотные активы», к которому открывается специальный субсчет 3 «Строительство объектов ОС». Составляя акт выполненных работ КС-2 с отражением затрат на оплату подрядных работ, заказчиком составляется следующая проводка: Д08.3 К60 на сумму, указанную в акте КС-2. При предъявлении заказчиком НДС, запись будет следующей: Д19 «НДС» К60 на сумму налогового обязательства. После завершения строительства, все затраты, отраженные по Д08.2 переносятся в Д01.
Важно! После завершения строительства здания или сооружения, его необходимо зарегистрировать в государственных органах. До момента получения соответствующего свидетельства о госрегистрации, объект учитывается на отдельном субсчете 01 счета.
Амортизация на построенный объект начисляется с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к учету.
Налоговый учет подрядчика
При налоговом учета компания-подрядчик должна определить первоначальную стоимость объекта ОС, которая состоит из затрат на строительство, указанных в актах КС-2. Как уже отмечалось выше, амортизация начисляется с 1 числа месяца, следующего за месяцем начала эксплуатации объекта строительства. Компания может применять амортизационную премию по данному объекту согласно своей учетной политики. Вычет налога на добавленную стоимость по строительным работам (когда в договоре предусматривается поэтапная сдача работ), заказчиком применяется в общем порядке в случае принятия их на учет и на основании данных счета-фактуры, выданного подрядчиком.
Ответы на распространенные вопросы
Вопрос: После завершения строительства подвала, подрядчик передает заказчику акт по форме КС-2 и справку по форме КС-3. В акте указана сумма согласно договора без индексации, а в справке – индексированная сумма. Корректны ли данные документы?
Ответ: Согласно разъяснениям Минфина, такое оформление акта и справки не запрещено. Для того, чтобы компании отразить НДС, следует составить справку с расчетом суммы индексации и выделенным НДС.