Специалисты провели анализ образовательных платформ, реализуемых на территории РФ, и сделали вывод о том, что большинство из них не адаптированы для детей-инвалидов.
Директор АНО «Института прогрессивного образования» Анна Маркс отмечает:
«Около 80% общеобразовательных платформ не приспособлены для детей инвалидов. Некоторые из них имеют версии для детей с ОВЗ, но они, так или иначе, не отвечают стандартам, установленным ГОСТом».
Директор АНО «Института прогрессивного образования» Анна Маркс
Принципы разделения уровней соответствия сайтов требованиям ГОСТа для детей с ОВЗ
В руководстве по обеспечению доступности веб-контента подробно описаны критерии оценки адаптации сайтов для детей с ограниченными возможностями.
Соответствие порталов делится на три уровня:
- низший;
- средний;
- наивысший.
Первый уровень предполагает наличие версий сайта для людей с ОВЗ, однако некоторые критерии не отвечают требованиям ГОСТа Средний является хорошим показателем, так как обозначает то, что портал приспособлен для детей-инвалидов. Последний уровень говорит о том, что сайт аккомодирован для широкого круга лиц с ОВЗ и имеет массу возможностей.
Каждый из уровней оценки предполагает наличие основных принципов, которыми должен обладать любой сайт, адаптированный для людей с ограниченными возможностями здоровья.
- Воспринимаемость. Разработчики должны позаботиться о цветовой гамме сайта. Нужно предусмотреть варианты увеличения страницы, шрифта, а также внедрить возможность чтения информации при помощи скринридеров и речевых синтезаторов.
- Управляемость. Для лиц с ОВЗ нужно предусмотреть возможность управления страницей при помощи специальных средств. Например, использовать только одну клавиатуру или мышь.
- Понятность. Меню общеобразовательных программ должно быть прозрачным для каждого ребенка и не только для детей с ОВЗ. Не рекомендуется спамить на страницах. От переизбытка информации человек путается и ему становится трудно найти интересующий пункт.
- Надежность. Общеобразовательные программы необходимо защитить от различных технических сбоев.
Таким образом, любой сайт, предназначенный для обучения, должен быть адаптирован для детей-инвалидов и отвечать требованиям ГОСТа.
Статистические данные
По данным оценки института прогрессивного образования, в России лишь 20% образовательных платформ отвечают требованиям ГОСТа и оцениваются на уровне средний и высший.
№ п.п. |
Уровень | Количество образовательных платформ в России, в % |
1 | Низший |
80 |
2 |
Средний | 18 |
3 | Наивысший |
2 |
Важно! Несмотря на низкий уровень адаптации общеобразовательных порталов для детей-инвалидов, большинство из них имеют версии для людей с ОВЗ.
Ошибки в проектировании общеобразовательных платформ
В ходе анализа общеобразовательных платформ, специалистами института прогрессивного образования были выявлены следующие нарушения:
- плохая цветовая гамма, несоблюдение контраста;
- под видео нет субтитров;
- материал, представленный на сайте, не структурирован;
- нет звуковых дорожек под картинками;
- отсутствие возможности управления сайтом при помощи одного элемента ввода информации.
Надо отметить, что даже всероссийская, а также Московская электронные школы, не отвечают требованиям ГОСТа. Версии для детей с ОВЗ очень трудно листать при помощи одной клавиатуры, наблюдается дислокация структурирования текстового материала, а также отсутствует звуковое сопровождение наглядного контента.
Таким образом, специалисты института прогрессивного образования советуют усилить контроль над проектированием сайтов, предназначенных для детей.