Как вести бухгалтерию ИП в 2024 году

В соответствии с нормами действующего законодательства, для индивидуальных предпринимателей не является обязательным ведение бухгалтерского учета. Это значительно облегчает жизнь предпринимателей, так как позволяет им не разносить по счетам все хозяйственные операции, формировать проводки и составлять баланс. Однако, это не означает, что бухгалтерия предпринимателю и вовсе не нужно. Согласно закона «О бухгалтерском учете», ИП вправе не вести бухгалтерию, если у него организован учет доходов и расходов, а также иных объектов налогообложения. В статье рассмотрим как вести бухгалтерию ИП.

С чего начать организацию бухучета предпринимателю

Когда физлицо только планирует начать свой бизнес, он уже должен предпринять необходимые меры, благодаря которым можно будет организовать учет показателей хозяйственной деятельности должным образом. Это предполагает следующее:

  1. Определиться с режимом налогообложения, на котором будет работать ИП. От этого будет зависеть каким образом будет организован учет. При этом нужно будет учесть, что учет предпринимателя на разных системах налогообложения (УСН, ЕНВД, ОСНО) будет иметь значительные различия.
  2. Ознакомиться с правилами организации учета доходов и расходов, а также других важных показателей.
  3. Подобрать специализированную программу для учета или сервис.

Читайте также статью ⇒ РЕГИСТРАЦИЯ ИП ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ В 2024 ГОДУ

Как вести бухгалтерию ИП в 2024 году

В первую очередь следует понимать, что ведение бухгалтерии индивидуального предпринимателя не предполагает ведение бухучета в общем виде. В этом случае работа бухгалтера будет заключаться в налоговом учете и предполагать выполнение следующих задач:

  1. Определение доходов и расходов ИП, а также иных объектов налогообложения. Это необходимо для правильного расчета и перечисления налогов, а также предоставления возможности контролирующим органам проверить верность расчетов и перечислений.
  2. Осуществление расчета и уплаты налогов, определяемых в соответствии с выбранным режимом налогообложения.
  3. Составление и представление отчетов по налогам.
  4. Осуществление расчетов и уплаты налогов и взносов по сотрудникам ИП, если у него трудятся наемные работники.
  5. Организация сохранности всех документов, подтверждающих хозяйственные операции ИП.

Что нужно делать предпринимателю для того, чтобы организовать бухучет в первую очередь будет зависеть от того, какой режим налогообложения он выбрал. Кроме того, также на организацию бухучета будет влиять факт наличия или отсутствия у предпринимателя наемного персонала.

Важно! В соответствии с требованиями законодательства, помимо налогового учета, предусматривается также и обязательный учет наемных сотрудников ИП, а также подготовка и сдача отчетности по ним. Также потребуется учет первичных документов, кассовых и банковских документов, а также выполнение ряда иных задач.

Иногда предприниматели путаются в различных видах учета и обобщают их в один, именуя его бухучетом. Однако это неправильно, следует различать, что конкретно подразумевается под формулировкой бухучет ИП, так как на упрощенке бухучет будет один, на ОСНО и иных режимах – совершенно иной.

Кто может вести бухучет ИП

Вести бухучет предпринимателя может наемный сотрудник, сам предприниматель или компания-аутсорсер. В случае небольшого числа оборотов и операций содержание в штате бухгалтера может быть неоправданным. Поэтому, наиболее целесообразным будут привлечение сторонней компании или самостоятельная организация учета силами самого ИП.

Пошаговая организация бухучета ИП

Шаг 1. В первую очередь необходимо определиться с тем, какие доходы планирует получать предприниматель от своего бизнеса и возможные расходы, которые он будет нести. Данные сведения позволят определить налоговую нагрузку ИП.

Шаг 2. Далее необходимо определиться с налоговым режимом, которые наиболее подходит ИП. Как правило, предприниматели стремятся выбрать один из специальных налоговых режимом, таких как УСН, ЕНВД, ПСН или ЕСХН. От выбора системы налогообложения будет зависеть налоговая нагрузка ИП.

Шаг 3. Изучение перечня отчетности, которую должен будет представлять ИП при выбранной системе налогообложения.

Шаг 4. Определиться с необходимостью найма сотрудников. Кнаиболее простым видам бухучета относят учет предпринимателя без наемных сотрудников. Следует помнить, что принимая на работу сотрудников, у ИП появляется статус предпринимателя, то есть он должен будет подавать специальную отчетность, которая не будет зависеть от выбранного режима налогообложения и численности персонала. Отчетность нужно будет подавать в ПФР, ФСС И ФНС. А также потребуется обеспечение надежного хранения кадровых документов.

Шаг 5. Следующим шагом будет ознакомление с налоговым календарем в соответствии с выбранной системой налогообложения. Если не сдать отчетность в положенный срок и вовремя не уплатить налоги, это ведет к наложению штрафа на ИП и блокировке его расчетного счета.

Шаг 6. Необходимо определить порядок бухгалтерского обслуживания. Наиболее простая организация учета предполагается на таких режимах, как УСН «Доходы», ЕНВД и патент. С такими системами налогообложения предприниматели без проблем справляются своими силами. При выборе ОСНО или УСН «доходы минус расходы» нелишним будет привлечение специалиста. То есть предпринимателю лучше будет нанять бухгалтера или обратиться в специальную компанию.

Шаг 7. Также предпринимателю нужно будет позаботиться о правильном оформлении и хранении документации, относящейся к хозяйственной деятельности. Речь идет о входящих документах, первички, отчетности по ККТ, кадровых документах, договоров и документов, подтверждающих расходы и т.д. Налоговый орган может осуществить проверку документов ИП даже по происшествии 3 лет с даты снятия с регистрационного учета.

Как вести бухгалтерию ИП на ОСНО

Наиболее сложным бухучет будет у ИП при выборе такой системы налогообложения, как ОСНО. В этом случае потребуется подача декларации 3-НДФЛ по итогам года, а также квартальной отчетности по НДС. Кроме того, в определенных случаях также может потребоваться представлении декларации 4-НДФЛ. Наибольшие трудности у предпринимателей возникают с НСД. Сложности возникают при возмещении входящего НДС и получением вычетов. Для того, чтобы проведение налоговых платежей и страховых взносов было удобным, нелишним будет открытие расчетного счета.

Как вести бухгалтерию ИП на УСН

Важно! Наиболее легкий учет предпринимателя ожидает при выборе упрощенной системе налогообложения. В этом случае ему потребуется подавать только одну декларацию раз в год.

Учет на УСН может осуществляться по-разному, в зависимости от того, что предприниматель выбрал в качестве налогооблагаемой базы: «доходы» или «доходы минус расходы». При выборе УСН «Доходы» предпринимателю несложно будет вести учет своих показателей, так как расходы не будут влиять на расчет налога.

Если предприниматель выбрал УСН «Доходы минус расходы», то сложность будет заключаться в том, что ему потребуется собирать все документы, подтверждающие расходы ИП. Это могут быть кассовые чеки, выписки с расчетных счетов, платежки и др. Доходы ИП при расчете налога уменьшаются на эти суммы, поэтом налоговый орган признает расходы только при условии правильного оформления необходимых документов. Порядок признания расходов на УСН «Доходы минус расходы» схож с порядком, предусмотренным для ОСНО. Поступления ИП подлежат фиксации в Книге учета доходов и расходов.

Сроки сдачи отчетности в 2024 году

Если у предпринимателя трудятся наемные сотрудники, то он подает отчетность как работодатель, независимо от того, какой режим налогообложения был выбран. Отчетность подается следующая:

  1. 4-ФСС в ФСС подается один раз в квартал. На бумаге отчет подается в срок до 20 числа месяца, следующего за кварталом, а в электронном формате – до 25 числа.
  2. СЗВ-М, СЗВ-стаж в ПФР подается каждый месяц в срок до 15 числа месяца следующего за отчетным и до 1 марта года, следующего за отчетным.
  3. 6-НДФЛ в ФНС подается поквартально в срок до конца месяца, следующее за отчетным. Квартальный отчет по взносам подается до 30 числа месяца. Также сдают годовую отчетность, 2-НДФЛ, а также отчет о среднесписочной.
Система налогообложения Сроки сдачи
ЕНВД Декларация – до 20 месяца, следующего за отчетным кварталом

Уплата налога – до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом

ОСНО НДС подается ежеквартально в электронном виде в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Уплачивается НДС ежемесячно.
УСН Декларация подается один раз в год в срок до 30 апреля года, следующего за отчетным. Ежеквартально уплачиваются авансовые платежи.

В случае работы на ПСН декларации не подаются, а сроки уплаты за патент устанавливаются в зависимости от срока его действия.

Оцените статью
Права пенсионеров и инвалидов
Добавить комментарий

Adblock
detector