Любая коммерческая организация при осуществлении предпринимательской деятельности обязана заполнять первичную документацию. Данные из первички заносятся в регистры бухгалтерского учета с целью их систематизации и обобщения. В статье рассмотрим, что такое регистры бухгалтерского учета и приведем перечень регистров бухгалтерского учета.
Что такое регистры бухгалтерского учета
Регистры бухгалтерского учета представляют собой достаточно большой перечень документов, которые предназначены для отражения данных из первичных документов и дальнейшей их систематизации. Порядок, по которому должен осуществляться учет данных документов регламентирован законом 402-ФЗ. Все коммерческие организации обязаны заполнять данные регистры, сводные данные которых используются для составления налоговой и финансовой отчетности. Классифицируются регистры по назначению и степени обобщения данных.
Важно! Основным учетным регистром в любой организации является оборотно-сальдовая ведомость, используемая для составления баланса и отражения информации в главной книге.
В соответствии с действующим законодательством, предусматриваются специальные формы регистров бухучета. Их обязаны вести все юрлица, независимо от их организационно-правовой формы. Однако, действующее законодательство также не запрещает организациям разрабатывать под себя регистры бухучета самостоятельно. Аналитический и синтетический учет может вестись и на бумажных носителях и в электронном виде. В последнее время многие компании применяют специальное программное обеспечение, с помощью которого разносятся данные по бухсчетам, заполняются первичные документы, составляются учетные регистры и формируется отчетность.
В каждой компании должна быть разработана и утверждена своя учетная политика.Этим документом отражаются важные моменты, которые касаются и в целом работы и порядку ведения документооборота. В учетной политике обязательно присутствует информация о порядке ведения учетных регистров. Для государственных компаний формы регистров бухучета утверждены Минфином РФ (Читайте также статью ⇒ Онлайн-заполнение счета на оплату).
Что отражается в регистрах бухгалтерского учета
В настоящее время компании и предприниматели вправе не использовать формы регистров, которые были утверждены Минфином. Компании вправе разрабатывать данные формы самостоятельно. Необходимо при этом только соблюдать требования закона 402-ФЗ, который диктует перечень обязательных реквизитов на регистрах. Так, в документе должны присутствовать следующие реквизиты:
- наименование учетного регистра;
- наименование организации (полностью);
- период, за которых составлен документ (также может указываться дата начала ведения регистра и дата его закрытия);
- ФИО ответственного работника, его подпись;
- печать.
Все данные в документе должны быть сгруппированы в хронологическом порядке. Кроме того, возможно также и систематическая группировка объектов учета. Обязательно следует указать единицы измерения. Данные в регистрах должны иметь подтверждение первичной документацией. Заведомо ложные сведения указывать нельзя, так как это будет искажать конечную информацию.А это, в свою очередь, может привести к штрафам, накладываемым на ответственных лиц организации.
Перечень регистров бухгалтерского учета
Все регистры бухучета можно распределить по назначению – на хронологические и систематические, а также по степени обобщения данных – на систематические и регистры аналитического учета. Например, систематические нужны для обобщения данных об учетных объектах за конкретный период времени.
В настоящее время все хозяйствующие субъекты обязаны вести следующий перечень регистров:
Перечень регистров бухучета | Что собой представляет |
Главная книга | Предназначена для систематизации данных, отражаемых по счетам бухучета, остатки по ним на начало и конец отчетного периода. Это главный документ любой компании.
Кассовая книга требуется для учета поступлений денежной наличности и его расхода. |
Кассовая книга, журнал регистрации | Все данные в них отражаются в хронологическом порядке. |
Журналы-ордеры, ведомости | Необходимы для систематизации информации из первичных документов учета.
Ведомости ведутся следующих видов: оборотные и накопительные. Накопительные могут быть по финансовым и нефинансовым активам, приходу и расходу товаров и т.д. |
Инвентарные карточки | Применяются с целью учета ОС (включая и группового) |
Важно! Все компании в процессе осуществления своей деятельность обязаны составлять первичные документы, которые подлежат регистрации в специальных журналах (к примеру, БСО, приказы, путевые листы и др.).
Разработкой форм регистров бухучета, как правило, занимается главный бухгалтер. После этого данные формы документов передаются руководителю для их утверждения. Если руководителе согласен с содержанием форм и не имеет возражений, он издает приказ об утверждении. В случае проверок со стороны контролирующих органов данный документ будет запрашиваться в обязательном порядке. После того, как приказ будет изучен, инспектор потребует все необходимые формы регистров. Поэтому компаниям следует внимательно отнестись к составлению этого документа, иначе проблем с контролирующими органами не избежать.
Важно! С начала 2013г., в соответствии законом 420-ФЗ, компании обязаны издавать приказ для утверждения всех регистров бухгалтерского учёта. К данному приказу прикладывают предложение с полным перечнем регистров.
Порядок отражения хозяйственных операций
Вся информация, которая вносится в регистры бухгалтерского учёта, должна быть отражена правильно и в полном объеме. Если в документе допущена механическая или математическая ошибка, то исправляется она определённым способом:
- составляется дополнительная бухгалтерская проводка;
- сторнируется запись;
- корректируется запись.
Если в регистре была допущена ошибка не связанная с корреспонденцией счетов и итоговыми суммами, то она может быть правильна коррекцией записи. Для этого одной тонкой чертой перечёркивается неправильная запись, а рядом указывается точная информация. В нижней части документа указывается запись «исправленному верить», после чего ставится дата и подпись. Такой способ исправления данных используется в бухгалтерских справках, пояснительных записках к бухбалансу. Если ошибка в реестре была допущена ошибка в корреспонденции счетов, то применить нужно метод «красное сторно». Данный метод заключается в следующем:
- работник бухгалтерии чернилами красного цвета дублирует ошибочную корреспонденцию, а затем чернилами синего цвета указывает верную проводку.
Если в реестре была неправильно указана сумма, а проводка правильно, то можно для исправления использовать метод дополнительных проводок. При применении данного метода следует отразить неучтенные данные в такой же корреспонденции.
Пример регистра бухгалтерского учета
В качестве примера регистра бухучета можно привести оборотно-сальдовую ведомость. Это один из самых распространенных регистров синтетического учета. Применяется он при составлении бухгалтерской отчетности. В данном регистре за конкретный период времени по определенному счету или по группе счетов формируется информация о сальдо на начало периода, дынных по оборотам и конечное сальдо. Вся информация по оборотам и сальдо представляется раздельно по дебету и кредиту.
Заключение
Таким образом, обязанностью любой организации является составление регистров бухгалтерского учета. В учетной политике компании может предусматриваться, что регистры бухучета составляются по специальным формам на бумажных носителях или в электронном виде. В качестве примера бухгалтерского регистра можно привести оборотно-сальдовую ведомости и Главную книгу.