Крупнейшие российские компании на фоне пандемии коронавируса высказывают различные мнения относительно полного перевода персонала на «удаленку». При этом многие руководители планируют оснастить помещения постаматами и тренажерными залами.
Так, в предстоящую трехлетку свыше трети опрошенных компанией Knight Frank крупных корпораций приняли решение о сокращении занимаемых ими офисных площадей. Приблизительно такое же количество заявило о намерении расширить офисы, что будет сделано в ближайшие три года, передает РБК.
В целом, 65% респондентов хотят либо расширить, либо сохранить прежний размер офисных площадей: 30% опрошенных в предстоящие три года арендуют или приобретут дополнительные помещения, а 35%намерены сохранить все, как есть сейчас.
«В российской столице размер арендной сделки в среднем по результатам прошедшего года равнялся около 1800 кв. м в сравнении со значением примерно 2170 кв. м в предшествующем году. За первые три месяца текущего года аналогичный показатель уменьшился еще больше и составил чуть более 1200 кв. м. Также отмечу, что в постпандемийное время фиксируется количество метров на одного человека и при той же численности персонала фирмы арендуют уже меньшие объемы помещений для офисов», — цитирует РБК Марию Зимину, эксперта Knight Frank.
Она полагает, что данные перемены обуславливаются изменением самого термина «офисное пространство».
«Подвергается трансформациям само понятие о пространствах для офисов: сегодня его уже воспринимают как место встреч и общей деятельности, а не только в качестве оборудованных рабочих зон. У арендаторов имеется интерес ко всем flex-пространствам, лаундж-зонам, с поэтапным сокращением численности рабочих мест», добавила Зимина.