Чрезвычайные ситуации – это события, которые возникают непредвиденно и не зависят от действий руководства, в процессе этих событий организация несет определенный ущерб, например, от стихийных бедствий, пожаров, наводнений, аварий и прочих не характерных для организации ситуаций.
Понесенные в связи с причиненным ущербом расходы называются чрезвычайными, их учет в бухгалтерии и налогообложении немного отличается. Чрезвычайными признаются не только расходы, связанные с испорченным имуществом, но и расходы на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций (например, разбор завалов, разрушений).
Важно правильно определить, относятся ли понесенные расходы к чрезвычайным или все-таки к расходам по обычным видам деятельности.
Для того чтобы расходы были признаны чрезвычайными, нужно подтвердить, что они были понесены в результате чрезвычайных ситуаций. А чрезвычайная ситуация, как мы выяснили, это то событие, которое происходит очень редко и не является характерным для данной, конкретной организации. При этом от решений и действий руководства ничего не зависят, чрезвычайные события происходят не по их воле.
На заметку! Особенности учета расходов на рекламу можно узнать здесь, на медосмотры — по этой ссылке, на спецодежду — здесь.
Бухгалтерский учет чрезвычайных расходов
В бухгалтерии данные расходы относятся к прочим и включают в себя расходы, связанные с испорченным и поврежденным имуществом, а также затраты на устранение последствий стихийных бедствий, пожаров и прочих непредвиденных (чрезвычайных) ситуаций.
Первое, что должна сделать организация, если произошло чрезвычайное событие, это провести инвентаризацию с целью выявить поврежденное имущества, установить, что уцелело.
Инвентаризационная комиссия осматривает и пересчитывает все имущество организации, заполняя при этом инвентаризационные описи и акты инвентаризации. На основании составленных описей и актов выявляются расхождения между фактическими данными и данными бухгалтерского учета.
Испорченное имущество, не подлежащее восстановлению, списывается в месяце, когда проведена инвентаризация, на основании соответствующих документов: для основных средств – это акты списания (ОС-4, ОС-4а, ОС-4б), для материально-производственных запасов – это акт форма МБ-8.
Оставшиеся от списанного имущества запчасти приходуются в качестве МПЗ на основании требования-накладной М-11.
Списание основных фондов производится по их остаточной стоимости, материально-производственных запасов – по фактической стоимости.
Проводки по учету чрезвычайных расходов:
- Д91/2 К01 – списана остаточная стоимость испорченного основного средства;
- Д91/2 К04 – списана остаточная стоимость нематериального актива;
- Д91/2 К10 – списана стоимость испорченных материальных ценностей;
- Д91/2 К43 – учтены расходы по списанию готовой продукции.
Также могут быть выполнены и другие проводки в зависимости от вида понесенных расходов (Д91/2 К50, 70..).
Проводки по списанию чрезвычайных расходов отражаются в том отчетном периоде, когда произошла чрезвычайная ситуация.
Налоговый учет
Пп.6 п.2 ст.265 НК РФ гласит, что данный вид расходов включается в состав внереализационных. Расходы могут быть учтены в их фактическом размере (включая затраты на ликвидацию последствий событий) в том случае, если не установлено виновное лицо. Отсутствие виновных лиц должно быть документально подтверждено.