В ГД внесен законопроект, меняющий подход к установлению наказания за пытки

Документы призваны гарантировать соблюдение положений Конвенции о защите прав человека.

Сенатор Л.Б. Нарусова подготовила и внесла в Государственную Думу законопроект № 70966-8 о внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации. В этом документе предлагается ввести в Уголовный кодекс новую статью, устанавливающую ответственность за любые виды пыток. Под ними понимаются любые действия, причиняющие сильную боль или страдание любого характера с целью получения сведений или признаний от жертвы насилия или третьего лица, а также для наказания его за деяние, совершенное им или третьим лицом стороной или по другой причине, основанной на дискриминации. При этом состав преступления возникает, если боль или страдание причинены:

  • должностное лицо или другое должностное лицо;
  • по инициативе таких лиц, с их ведома или согласия.

Законопроект предлагает наказание за данное преступление в виде лишения свободы на срок от трех до десяти лет. Максимальный срок наказания за пытки с применением любого оружия, группой лиц, в отношении несовершеннолетнего, с особой жестокостью, из корыстных побуждений, в отношении двух и более лиц составляет 15 лет.

Данный законопроект был внесен в Государственную Думу 14 февраля 2024 года.

В пояснительной записке указано, что теперь ответственность за применение пыток в УК РФ предусмотрена только в виде квалифицирующего признака в отдельных статьях. Но с учетом масштабов применения пыток, особенно в практике правоохранительных органов, в том числе Федеральной службы исполнения наказаний, эти нормы не оказали действительно существенного влияния. Поэтому для их прекращения требуются более эффективные меры. Необходимы существенные изменения, в том числе изменение отношения к уголовной ответственности за применение пыток. Такие действия должны рассматриваться как тяжкое преступление с самостоятельной уголовной санкцией.

Законопроект также предусматривает внесение изменений в Уголовно-процессуальный кодекс, направленных на отнесение к недопустимым доказательствам показаний подозреваемого, подсудимого, данных в ходе досудебного производства по УД и впоследствии не подтвержденных подозреваемым.

В качестве обоснования разработки документа приводится информация о том, что Российская Федерация постоянно присутствует в списке стран-лидеров по нарушениям ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которой никто не может быть подвергнут пыткам или бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

Разработчики документа считают, что эти вопросы становятся весьма актуальными на этапах исследований и запуска UD. Заявления обвиняемых в суде о применяемых к ним пытках часто игнорируются судьями. Поэтому не исключено осуждение невиновных, а виновные остаются на свободе и пользуются своей безнаказанностью.

Оцените статью
Права пенсионеров и инвалидов
Добавить комментарий

Adblock
detector