Виды ОВЗ с расшифровкой (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8)

Начнем с пояснений расшифровки аббревиатуры ОВЗ. Она подразумевает “ограниченные возможности здоровья”. Поэтому людей с определенными недугами, мешающими нормальной жизнедеятельности, в медицинских кругах принято называть “людьми с ОВЗ”. Проблемы со здоровьем подразделяются на заболевания в плане физического и психического состояния. Следует упомянуть о том, что в медицинской и образовательной сфере нарушения функционирования систем организма классифицируются с учетом задач медицинского и образовательного характера соответственно — в этих 2 сферах жизни общества применяются собственные расшифровки. Целью представленной ниже статьи является формирование общего представления о том, как Министерство Просвещения России классифицирует детей с ограниченными возможностями здоровья (детей с ОВЗ) и, исходя из этого, организует соответствующие адаптивные программы обучения. Все граждане РФ, включая тех, кто не имеет возможности получать начальное образование наравне со всеми, имеют право на обучение — а потому адаптированные под способности инвалидов занятия стали частью ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта).

Как расшифровываются категории ОВЗ в медицинской сфере

Все разновидности ограничений возможностей здоровья, критерии которых рассматриваются с точки зрения педагогики, прописаны в тексте Федерального Закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ. Его положения предписывают обучать детей с ОВЗ в соответствии с категорией ограничения по специальным условиям и особой программе. Все предписания отражаются в письменных рекомендациях медико-социальной экспертизы, которые выдаются на руки родителю ребенка сразу после официального подтверждения наличия заболевания, дающего право на инвалидность.

Важно! В отдельных случаях наблюдается диагностирование у ребенка сразу нескольких болезней, ограничивающих образовательные (и не только) возможности ребенка. Например, один ребенок может страдать одновременно от проблем с интеллектом и нарушений опорно-двигательного аппарата. К таким ученикам применимы комплексные рекомендации — такого ребенка будут обучать, учитывая и задержку в умственном развитии, и проблемы с двигательной функцией. 

ОВЗ по ФГОС (Федеральному государственному образовательному стандарту)

Согласно официальным рекомендациям специалистов Федерального государственного образовательного стандарта, проводить занятия с детьми с ОВЗ лучше в инклюзивных школах или в  учреждениях под названием “Центр психологической, медицинской и социальной помощи”. Такие заведения либо заменяют собой коррекционное образовательное учреждение, либо функционируют внутри таких специализированных школ.

Образовательные программы для ребятишек с проблемами со здоровьем создаются по предписаниям Федерального государственного образовательного стандарта в соответствии с адаптированной основной образовательной программой и разновидностью ОВЗ. Всего таких программ разработано:

  • несколько программ — для детей с задержкой умственного развития;
  • 4 программы — для учеников с аутизмом (РАС);
  • 3 программы — для детишек с тяжелыми дефектами речевой функции (ТНР);
  • 3 программы — для детей с замедленным психическим развитием;
  • 4 программы — для учеников с проблемами опорно-двигательного аппарата;
  • 4 программы — для детей с нарушениями зрения (со слепотой);
  • 3 программы — для слабовидящих, но не совсем слепых детей;
  • 3 программы — для учеников с нарушениями слуха (но не глухих полностью);
  • 4 программы — для полностью глухих ребятишек.

Вот на такие “классы” подразделяют малышей специалисты образовательной системы. Как можно заметить, внутри одного “класса” выделяется несколько подкатегорий детей. Например, в зависимости от степени тяжести заболеваний опорно-двигательного аппарата, ученик может обучаться по одной из 4 общеобразовательных программ.

Расшифровка категорий ОВЗ в медицинской сфере

Важно! Удобная и понятная таблица под названием “Классификация детей с ВОЗ” опубликована на сайте rosuchebnik.ru — здесь можно изучить описание всех общепризнанных ограничений в плане здоровья. А детальная классификация ОВЗ имеется на официальном сайте Всемирной организации здравоохранения.

В сфере медицины Российской Федерации применяется иная группировка детей с ОВЗ на категории с учетом задач медицинского характера. Здесь пояснения к понятию “ограничение возможностей здоровья” дает не только Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) — здесь также действует МКФ-ДП (Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков):

ВОЗ

МКФ-ДП
Нарушения — это либо психологические (умственные, сенсорные, речевые) нарушения, либо физиологические проблемы.

Во внимание принимаются сбои в работе иммунной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, пищеварительной и эндокринной систем.

Торможение в развитии (ума и тела) должно приниматься во внимание не только в отношении малышей, но и детей подросткового возраста.

Выделяется 4 уровня задержки в развитии (каждый следующий уровень предполагает снижение вероятности исчезновения недуга).

Рассматривается 5 уровней нарушений функционирования организма. Каждому уровню присвоен определенный процент:

  • 96-100% (абсолютные проблемы со здоровьем);
  • 0-4% (проблемы отсутствуют, или же они несущественны).

Категории детей с ОВЗ

Итак, выясним, какие существуют категории ребятишек с ограниченными возможностями здоровья с точки зрения российской образовательной системы.

I категория. Глухие дети без речи и неслышащие

Как мыслит обычный человек (имеется в виду, без ограничений по слуху)? В его голове как будто звучит его собственный голос, меняя при этом интонацию и скорость речи. Это потому, что человек с детства, видя какой-то предмет, сразу слышит его название. Такой человек совершает какое-либо действие и слышит оценку своего поступка — он знает, как это называется (то, что он только что сотворил). А как быть ребенку, обладающему хроническим нарушением слуха (причем двустороннего)? Что “звучит” у него в голове, когда он представляет себе какой-то предмет или событие? Если ребенок страдает глухотой с рождения или раннего детства (настолько раннего, что у него еще до момента потери слуха не начинала развиваться речь), в его маленькой головке — тишина. Такой ребенок изучает мир вокруг себя зрительно (смотрит на предметы и действия и запоминает их) и осязательно (трогает предметы и запоминает, какие они на ощупь). Чем старше малыш, тем больше у него в голове образов и действий — так он и мыслит. Маленький ученик не сумеет начать разговаривать, если не научить его этому по специальной методике. У таких малышей:

  • имеются сложности с определением причинно-следственных связей;
  • наблюдается повышенная утомляемость, вследствие чего их внимание и память неустойчивы;
  • страдает самооценка из-за негативного восприятия людьми их попыток имитировать жестами признаки предметов и действий.

При обучении глухих детей речи педагоги стараются научить ребенка как можно большему количеству слов, обозначающих предметы, поскольку слова, характеризующие качества и движения, малышам не совсем понятны. Акцент при обучении делается на акустической и сурдоакустической аппаратуре — она позволяет обучить маленького человечка имитировать речь, хотя схожие по звучанию слова впоследствии могут употребляться ими не по назначению.

II категория. Слабослышащие дети

Здесь речь идет о детях, которые не имеют проблем с врожденным отсутствием слуха — они либо являются тугоухими (слабо слышат), либо частично утратили способность слышать, либо не до конца научились говорить и понимать речь. У таких малышей наблюдается постепенное накопление запаса слов — они выхватывают отдельные слова и фразы и запоминают их.

Необходимость обучения слабослышащих детей обособленно от учеников, не имеющих дефекта слуха, заключается в том, что плохой слух не позволяет правильно воспринимать полученные сведения — обрывки услышанного искажают информацию в голове ребенка. Тех знаний, что тугоухие дети получают в семье и обществе, недостаточно для полной и беспроблемной адаптации в социуме.

Еще одной проблемой для нормальной жизни в обществе является завышенная самооценка слабослышащего ребенка (в большинстве случаев). Родители, родственники и люди вне семьи “расхваливают” малыша и слишком бурно реагируют на любой маленький успех ребенка с ОВЗ. Ведь считается, что и микро-шажок в развитии является достижением для особенного ребенка.

Обучение в данном случае проводится с принятием во внимание периода появления проблем со слухом. Чем раньше был обнаружен физический недостаток, тем труднее будет обучать малыша. Целью специализированного обучения становится укрепление устойчивости внимания и совершенствование зрительной памяти. Основными направлениями образовательного процесса становятся:

  • обучение зрительному восприятию информации;
  • развитие способности чтения “по губам”;
  • обучение навыкам чтения.

III и IV категории. Нарушения зрения

Третья и четвертая категории рассматриваются с точки зрения педагогики вместе. К данной группе детей с ОВЗ относятся малыши:

  • ослепшие в позднем возрасте (успевшие получить некое восприятие мира зрительно);
  • слабовидящие (ребенок хоть и различает предметы и движения, но смутно, информация искажается);
  • лишенные зрения с самого рождения;
  • утратившие зрение в возрасте до 3 лет;
  • страдающие от косоглазия;
  • с функциональным расстройством зрительного анализатора (амблиопия);
  • незрячие (воспринимают окружающий мир и все происходящее вокруг них на слух — таким детям природа компенсировала отсутствие зрения повышенной чувствительностью к звуковым вибрациям).

Отличительными особенностями слабовидящих и полностью слепых детей являются следующие качества, приобретенные вследствие недуга:

  • склонность к конфликтам;
  • отсутствие целей;
  • скудные мыслительные процессы, отсутствие целостности суждений;
  • невозможность быстро и с точностью определить расположение и удалённость объектов;
  • неуверенность в себе и своих суждениях.

Обучение проводится с учетом того, что самостоятельность и хоть какая-то конкурентоспособность возникает у ребенка во время общения с детьми того же возраста. Целью образовательного процесса становится укрепление памяти, усиление концентрации внимания. Задача педагогов заключается в том, чтобы помочь ребенку приобрести направленность внимания, его объемность и произвольность.

В связи с тем, что у слабовидящего ребенка любое описание предмета при помощи речи должно сопровождаться осязательным исследованием, речь у него развивается позже, чем у сверстников без проблем со зрением. Логично, что и лексика у малыша не слишком богатая, да и те образы, что он описывает, часто не совпадают со словесным описанием. Педагоги стараются по максимуму активизировать все анализаторы взамен слухового. Создается так называемый полисенсорный опыт.

V категория. Тяжелая речевая патология

К детям, обучение для которых выбирается в соответствии с наличием ТРП, относятся малыши, которые:

  • отличаются полной немотой;
  • имеют фонетико-фонематический дефект речи;
  • страдают от проблем с произношением слов.

У ребенка имеются сложности при обучении чтению и письму, у него выявляется неудовлетворительный для его возраста запас слов, наблюдаются неграмотно произнесенные слова — и все это, невзирая на отсутствие проблем со слухом. Здесь специалисты образовательной сферы говорят об алалии, афазии, дизартрии и ринолалии:

  • Дизартрия подразумевает недостатки произношения, которые возникли по причине проблем с речевым аппаратом.
  • Ринолалия говорит о проблемах с произношением слов из-за неправильного строения артикуляционных органов.
  • Афазия характеризуется неспособностью ребенка воспринимать речевые звуки, из-за чего появляются проблемы с дифференцированным восприятием отдельных звуков и целых слов (в случае с поражением речевого центра мозга), или неспособностью правильно произносить слова или вовсе говорить (в случае с нарушениями работы двигательного центра головного мозга).
  • Алалия предполагает появления аномалий по ходу развития речи как следствие поражения отдельных центров головного мозга на органическом уровне.

Педагоги стремятся сделать упор на развитие моторики, привить ребенку нормальную самооценку и запустить познавательный процесс. В расписании малышей с ТРП присутствуют ритмика, гимнастика, музыка.

VI категория. Нарушение опорно-двигательного аппарата

Казалось бы, для чего обучать детей с проблемами опорно-двигательного аппарата отдельно от детей без подобных патологий — ведь ребенок в любом случае почувствует себя “не таким, как все”. Со слухом и зрением все в порядке, так в чем причина? Дело в том, что на развитие ребенка влияет и двигательная активность, которой у ребенка с проблемой ОПА не хватает — из-за этого маленький человек видит мир “с помехами”, смотрит на окружающие вещи кинетически (с одной точки, без движения). У такого ребенка:

  • вербальное мышление развито лучше, чем наглядно-действенное, которое явно отстает в развитии;
  • понятия и абстракции хоть и формируются, но с существенным отставанием.

К данной группе причисляют детей:

  • с нарушениями слуховой памяти и внимания;
  • с алалией и дазатрией;
  • с парезами и парпарезами;
  • с вялыми параличами рук/ног;
  • с ДЦП;
  • с различными деформациями опорно-двигательного аппарата (врожденными или полученными из-за травмы).

У детей с деформациями ОДА наблюдаются вялость, заострение внимания на собственных дефектах и чувство бесполезности. Для поднятия уровня собственной значимости и работы над вниманием ребенка из VI категории помимо уроков привлекают к труду.

VII категория. Дети с ЗПР (задержкой психического развития)

Нельзя путать данную категорию детей с малышами, у которых имеется отклонение интеллектуального развития. Здесь развитие интеллекта возможно, но наблюдается замедленное совершенствование с возрастом психических процессов. Ребенок хорошо понимает происходящее вокруг, но ему тяжело получать знания из-за задержек с психическим здоровьем. К данной группе относят детей:

  • с реактивным расстройством привязанности и синдромом дефицита внимания и гиперактивностью;
  • с дефицитарным развитием;
  • с импульсивным непроизвольным поведением;
  • с инфантилизмом;
  • с плохим вниманием и памятью.

Дети с ЗПР часто не могут логично и внятно объясниться из-за того, что им нелегко даются процесса анализа и обобщения информации. Они медленно воспринимают поведение окружающего мира, отстают в плане словесного мышления. Особенность обучения ребенка с задержкой психического развития заключается в необходимости принятия во внимания его быстрой утомляемости и резкой смены пассивного поведения на активное. Главное — не переутомлять ребенка сложными заданиями и интересно преподать урок.

VIII категория. Отклонение интеллектуального развития

Здесь сразу стоит оговориться — выделяют тяжелую и легкую форму дебильности и умственной отсталости. В первом случае ребенка обучить чему-либо практически невозможно, т.к. ему мешает узнавать что-то новое и применять изученное на практике синдром врожденного психического дефекта (олигофрения). Поскольку особенный ребенок воспринимает мир не так, как остальные дети и взрослые, а осмысленные действия для него тяжелы, обучение заключается в том, чтобы научить его:

  • говорить, пускай и с ошибками (фонетическими, грамматическими);
  • считать;
  • читать и писать.

Главный акцент делается на трудовом обучении — задачей педагога становится приучить ребенка трудиться и помочь ему в будущем с поиском работы и самообеспечением.

Послесловие

Основной задачей любой коррекционной и инклюзивной школы становится всяческое пресечение дискриминации в отношении детей с ОВЗ, а также преподавание с учетом особенностей здоровья ребенка. Дети с определенными нарушениями здоровья должны получить качественное образование по своим способностям наравне со здоровыми детьми, а также социально адаптироваться и найти впоследствии свое место в жизни.

Оцените статью
Права пенсионеров и инвалидов
Добавить комментарий

Adblock
detector