Социальные службы многих стран мира в целом, а также России в частности, активно работают над решением проблемы обустройства безбарьерной среды для лиц с ограниченными возможностями. Непосредственно в нашем государстве решением данного вопроса занимаются сравнительно непродолжительный промежуток времени равный десяти, пятнадцати годам. В частности все мы имеем возможность наблюдать как в разных государственных и частных организациях постепенно производится установка пандусов и подъёмников для колясочников, а также производится переоборудование пешеходных переходов для лиц, страдающих нарушением зрения.
Для реализации поставленной задачи была разработана и введена в действие социальная программа «Доступная среда». На текущий момент срок действия этой программы составляет с 2009 года до 2024 года. При этом существует два уровня государственных образований, которые по своей сути являются заказчиками данного проекта.
Основные заказчики программы «Доступная среда» |
Дополнительные заказчики программы «Доступная среда» |
— Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
— премьер-министр Российской Федерации. |
— Министерство экономического развития РФ;
— Министерство транспорта; — Министерство финансов; — Министерство регионального развития Российской Федерации; — Министерство промышленности и торговли Российской Федерации; — Министерство образования и науки; — Министерство связи и массовых коммуникаций; — Министерство культуры; — Министерство спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации. |
На основании вышеуказанного можно сделать вывод, что реализация программы «Доступная среда» производится в полную силу.
Основным законодательным документом, обеспечивающим права нетрудоспособного населения, является Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года N 181-ФЗ. В этот норматив в 2017 году были внесены коррективы, которые приняты Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 года N 116-ФЗ. Редакция закона дополнена статьей, в соответствии с которой уровень открытости различных сфер услуг для инвалидов, а также всевозможных объектов будут контролироваться следующими государственными структурами:
— При совершении государственного контроля или надзора за исполнением – Правительством Российской Федерации.
— На региональном уровне государственный надзор уполномочен проводить высший исполнительный орган субъектной государственной власти.
Цель получения паспорта доступности
Рассмотрение данного вопроса необходимо начать с того, что определить основные цели участия в данной социальной программе, а также ее основополагающие факторы.
Основные цели, преследуемые при реализации программы |
Основополагающие факторы программы |
1. Формирование условий, которые предоставляют инвалидам беспрепятственный доступ к информационной, транспортной и другим структурам.
2. Обеспечение равенства всех граждан к общему перечню доступных услуг, оказываемых гражданам Российской Федерации. |
1. Все учреждения и организации, целью которых является взаимодействие с лицами с ограниченными возможностями, должны в обязательном порядке пройти процедуру получения паспорта «Доступная среда». Получение непосредственно этого документа позволяет организации вести деятельность с инвалидами в различных районах города. |
На текущий момент процедура получения этого документа связана с прохождением определенного количества проверок при участии определенных государственных инстанций. При этом возникает необходимость в заполнении ряда анкет и заявок, а также долговременный период ожидания решений от инстанций разных уровней. Однако, выполнение данной процедуры в полном объеме является очень важным аспектом в жизни инвалидов. Изначально основными организациями, в обустроенности которых нуждаются лица с ограниченными возможностями являются:
- магазины индивидуального типа;
- медицинские учреждения;
- сервисы, оказывающие услуги людям с ограниченными возможностями.
Необходимость получения паспорта доступности
Как указывалось ранее все учреждения и организации, которые претендуют на ведение деятельности с лицами с ограниченными возможностями, обязаны иметь паспорт доступности. В противном случае они будут привлечены к административной ответственности путем наложения штрафных санкций. На протяжении длительного промежутка времени процесс получение паспорта отнимал не мало сил у владельцев предприятий, но с введением этой социальной программы процедура стала горазда легче и быстрее. Для этого необходимо наличие двух составляющих:
- Объекта, подготовленного для работы с инвалидами.
- Квалифицированного штата сотрудников.
Важно! Оформленный в соответствии со всеми стандартами «Паспорт доступности» выдают исключительно собственнику учреждения.
На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы:
- Тенденции в сфере доступности и обслуживания лиц, имеющих ограничения в передвижении, ежегодно улучшаются.
- Достижение благотворных результатов возможно исключительно при помощи профессионального подхода и международного опыта.
- В случае получения паспорта доступности повторно применяется упрощенная процедура.
- Если на каком-либо этапе возникают вопросы, владельцу учреждения необходимо обратиться к специальным независимым компаниям либо государственным инстанциям.
Прочие функции паспорта доступности
Все предприятия медицинской и социальной сферы должны иметь разрешение на ведение того либо иного вида деятельности. С данной точки зрения «Паспорт доступности» выступает именно таким разрешительным документом. При этом существуют определенные условия, применяемые к таким объектам.
№ п/п | Наименование условия |
Содержание условия |
1. | Условия функционирования учреждения | При работе с маломобильными лицами предприятие должно выполнять следующее:
1. Создание наиболее удобных условий для проведения лечения и обслуживания инвалидов в медицинском учреждении. 2. В случае возникновения необходимости проведения работы в домашних условиях, компания должна быть обеспечена нужным оборудованием и медицинским персоналом. 3. Наличие нужного транспорта для транспортировки инвалидов из дома в медицинское учреждение и обратно. |
2. | Регулярные проверки | Выполнение всех вышеперечисленных условий тщательно контролируется со стороны социальных органов. |
3. | Наличие недостатков | Если в ходе проведения контрольных мероприятие у учреждения были обнаружены какие-либо недостатки, то выдача паспорта доступности не производится. |
Это означает, что подготовка учреждения к получению паспорта доступности должна производится на надлежащем уровне, для чего можно использовать информацию, доступную на официальной странице контролирующих органов, а также получить личную консультацию у подготовленных менеджеров.
Получение данного документа стало обязательном с внедрением программы «Доступная среда». Паспорт представляет собой своего рода специальный сертификат, который дает возможность проведения обслуживания инвалидов, страдающих различными нарушениями. При лечении данной категории граждан работники учреждений сталкиваются с определенного рода сложностями, что вызывает потребность в применение различных процедур.
Как получить паспорт доступности объекта.
Главным условием получения паспорта доступности объекта является подготовка непосредственно здания, а также формирование всей необходимой документации. При выполнении всех правил и рекомендаций, возникновение дополнительных сложностей и проблем в будущем маловероятно. При этом на оформление официального паспорта доступности объекта оказывает влияние не один, а целый спектр факторов. Причем обязательным является соответствие объекта каждому из этих факторов. В случае обнаружения несоответствия даже одному из указанных факторов приводит к приостановке процедуры присвоения статуса в целом до того момента, пока владельцем учреждения не будут исправлены все выявленные недостатки.
Этапы получения паспорта доступности.
Процедуру оформления паспорта можно разделить на два этапа. Первый – выправление документации, и второй – это подготовка непосредственно самого объекта. Если руководитель учреждения выполнил все рекомендации без игнорирования существующих правил, то никаких трудностей не будет. Официальный документ соцобъектов сформирован на основании определённых факторов, и учреждение должно им соответствовать. Рассмотрим подробнее получение паспорта доступности владельцем учреждения:
Подготовительный этап | Данный этап включает в себя две составляющие:
1. Ознакомление со всеми критериями, выполнение которых необходимо для подготовки объекта для работы с лицами с ограниченными возможностями. 2. Проведение непосредственно всех подготовительных работ на объекте в соответствии с установленными критериями. |
Формирование документов | На этом этапе надо выполнить следующие задачи:
1. Заполнить все специальные анкеты. 2. Передать документы в соответствующие инстанции. |
Заключительный этап | На завершающем этапе происходит выполнение следующих процессов:
1. Переданные документы подлежат рассмотрению соответствующими органами. 2. По результатам рассмотрения заявки выносится решение. 3. В случае принятия положительного решения выдается паспорт доступности объекта. |
Рассмотрев все этапы получения паспорта доступности можно отметить, что в обязательном порядке владельцу учреждения самостоятельно надо пройти только подготовительный этам. Для прохождения же следующих действий в настоящее время можно обратиться в специальную компанию, затратив при этом достаточно короткий промежуток времени.
Ведение деятельности возможно только после получения паспорта доступности.
Следует отметить, что каждая из отраслей, обслуживающая людей с ограниченными возможностями, имеет свои определённые правила, которые должны быть соблюдены при паспортизации. Объекты повышенного внимания находятся в сфере образования. Для получения сертификата руководителю ДОУ или образовательного учреждения необходимо обеспечить следующие требования:
— Вход здания должен быть оснащён вывеской с применением шрифта Брайля.
— Наличие адаптированных помещений со звукоусиливающей аппаратурой и индукционными петлями.
— В школе или дошкольном учреждении обязательно предусмотрен неограниченный доступ колясок.
— Кадры, ответственные за обучение детей, проходят специнструктаж и ежегодные курсы по инклюзивному образованию.
Все основные требования перед выдачей свидетельства исследуются, и результаты проверки соответствия этим требованиям заносятся в паспорт.
Распространенные ошибки по заданной теме.
Ошибка №1. Оформление паспорта доступности не является обязательным условием для всех организаций. В соответствии с действующей на текущий момент программой «Доступная среда» получение паспорта доступности является обязательным условием для тех организаций, деятельность которых связана с оказанием каких-либо услуг инвалидам.
Ошибка №2. Осуществление деятельности по работе с инвалидами возможно с момента предоставления полного пакета документов для получения паспорта доступности. В соответствии с нормативными актами ведение деятельности разрешается только тогда, когда паспорт доступности уже получен на руки владельцем.
Актуальные вопросы по заданной теме.
Вопрос №1. Кто имеет право на получение оформленного «Паспорта доступности»?
Ответ: Оформленный в соответствии со всеми стандартами «Паспорт доступности» выдают исключительно собственнику учреждения.
Вопрос №2. Какие объекты должны получать паспорт доступности для инвалидов объекта?
Ответ: Изначально основными организациями, в обустроенности которых нуждаются лица с ограниченными возможностями являются:
- магазины индивидуального типа;
- медицинские учреждения;
- сервисы, оказывающие услуги людям с ограниченными возможностями.