Составляя бухгалтерскую отчетность, компании должны указывать только достоверные данные о финансовом положении компании, о ее финансовом результате и движении финансов за отчетный период. На основании этого документа происходит принятие экономических решений. Поэтому, только балансом и отчетом о финансовых результатах бухгалтерская отчетность не ограничивается. К этим формам компании также готовят пояснения, которые включают в себя приложения и пояснительную записку к бухгалтерской отчетности. В статье рассмотрим, что собой представляет такой документ и как он формируется.
Законодательная база
Согласно закона 129-ФЗ, любая организация в состав своей бухгалтерской отчётности должна включать пояснительные записки. Исключение составляют только общественные организации, не ведущие коммерческую деятельность, А также индивидуальные предприниматели. Когда пояснительная записка подается вместе с бухгалтерской отчётностью за квартал, основанием для её оформления являются:
- Правовые акты.
- Собственное решение компании.
- Требование участников компании.
Субъекты предпринимательской деятельности, за исключением общественных компаний и ИП, должны проводить ежегодный аудит своей бухгалтерской отчётности. Если при формировании отчётности не оформляются пояснительные записки, аудитор отметит этот факт в своем отчёте. Это будет означать, что компания предоставила бухгалтерскую отчётность в контролирующие органы не в полном объеме.
Что такое пояснительная записка к бухгалтерской отчетности
Важно! Пояснительная записка не является обязательным документом. Она может составляться по решению компании. Поэтому специальной формы данного документа нет и каждая организация самостоятельно определяет ее состав и содержание.
Любое юридическое лицо, которое в РФ занимается коммерческой деятельностью, должно заполнять первичные документы. Данные из этих первичных документов затем переносятся В соответствующие регистры бухгалтерского учёта. По итогам отчётного периода, компании, опираясь на сведения аналитического и синтетического учета, составляют бухгалтерскую отчетность.
Пояснительная записка представляет собой один из главных и объемных разделов бухгалтерской отчётности. Иногда размер записки может достигать более 100 листов. Основной его функцией является дополнение и уточнение данных, представляемых компанией в своих отчетах. Специальной формы для пояснительной записки нет, поэтому компании вправе разрабатывать ее шаблон самостоятельно. При этом должны соблюдаться требования относительно ее содержания .
Порядок составления пояснительной записки
Порядок, по которому организация составляет пояснительную записку, должен отражаться в ее учётной политики. Шаблон документа разрабатывается один и применяться он может на протяжении нескольких лет. При необходимости в него только вносятся изменения и обновлённые данные. Составляя пояснительную записку, следует придерживаться следующих требований:
- Основной текст документа составляется с использованием шрифта Normal. Что касается иных разделов и подразделов, то возможно использование иных шрифтов.
- Начало документа должно быть следующим: «Пояснительная записка к бухгалтерскому балансу ООО «Компания» за 2018 год».
- Вводная часть записки должна отражать информацию о компании и ее учредителях.
- Вся важная информация указывается текстом. Кроме того, в записке должны присутствовать таблицы, графики и диаграммы.
- Страница записки должны быть пронумерованы. Это позволяет избежать путаницы.
- Составляя записку, следует использовать стандартные аббревиатуры и сокращения (например, руб., тыс. руб. и др.).
- Текс записки излагается таким образом, чтобы он был прост для понимания. С этой целью возможно использования различных подзаголовков, списков и иных упрощений (Читайте также статью ⇒ Бухгалтерский баланс в 2018 году).
Информация о связанных сторонах
Составляя пояснительную записку, компаниям следует также указывать данные о связанных сторонах. Для этих целей в записке выделяют отдельный раздел. Определить список связанных сторон компания может самостоятельно. К примеру:
«1. Иванов Иван Иванович является учредителем ООО, имеет в Уставном фонде долю, равную 60%. С 01.01.2016 года занимает должность генерального директора.
- Петров Петр Петрович является учредителем ООО, имеет в Уставном фонде долю, равную 45%. С 01.01.2016 года занимает должность заместителя генерального директора.
- Данные по аффилированным лицам представлены на 31.12.2017 года.»
Кроме того, данный раздел также должен содержать информацию обо всех операциях, которые были проведены с указанными сторонами. К примеру:
«1. 10.04.2018 было проведено собрание участников ООО «Континент». На данном собрании были рассмотрены управленческие вопросы. Была рассмотрена и утверждена бухгалтерская отчетность за 2017 год. На собрании было принято решение о выплате участникам прибыли в размере 1 млн. руб., полученной по итогам 2017 года. При распределении прибыли между участниками общества будет учитываться размер их доли в уставном фонде. С данных выплат будет удержан НДФЛ по ставке, предусмотренной федеральным законодательством РФ.
- В июле 2017 года между ООО и Петровым Петром Петровичем был заключен договор о покупке недвижимости, относящейся к нежилому фонду. Стоимость данного имущества составила 1,8 млн. рублей. Перед заключением сделки купли-продажи была проведена независимая оценка стоимость объекта недвижимости. С продавцом расчеты были проведены 10.10.2017 года. В этот же день был составлен и подписан сторонами акт приема-передачи недвижимого объекта.»
Структура пояснительной записки к бухгалтерской отчетности
Составляя пояснительную записку, бухгалтеры опираются на п. 31 ПБУ 4/99, согласно которого, в нее должны быть такие разделы:
- Сведения о компании, включая её наименование, адрес, реквизиты и вид деятельности.
- Сведения об учётной политике компании (к примеру, порядок внесения изменений в нее).
- Сведения о движении денежных средств на расчётных счетах компании и в кассе. Статистика доходов по отдельным категориям доходов, информация о частных займах и кредитах.
- Данные об оценке денежного оборота, их анализ, а также план на будущие периоды. Планирование деятельности в соответствии с доходами и расходами компании.
- При необходимости пояснения могут приводиться к отдельным статьям бухгалтерской отчетности.
- Дается оценка деловой активности компании (например, ее участие в акциях или программах), указывается репутация компании в деловых кругах.
- Сведения об аффилированных лицах компании, к которым относят все зависимые организации и дочерние компании. Указывается их вид деятельности, оценивается финансовое положение и др.
- Указываются изменения, которые были внесены после составления последнего пояснения к бухгалтерской отчетности. Кроме того, указываются обязанности компании, участие ее в судебных делах, а также иски, которые были поданы против нее.
- Описывается информация о сотруднические организации с другими фирмами, в частности, ведение совместной деятельности.
- Дается расшифровка данных о дочерних подразделениях. Например, описание финансовых операций, понесенных компанией расходах и полученных доходах.
- Указываются значимые для компании события, которые имели место после подготовки последнего отчета (к примеру, изменение вида деятельности).
- При получении компанией финансовой помощи от государства, это тоже необходимо отразить в отдельном разделе (указывается объем полученных средств, порядок их расходования и остаток денег).
- Указываются данные о выпущенных компанией акциях.
- Если вид деятельности компании связан с загрязнением окружающей среды, то указываются сведения об экологических показателях.
- Показываются данные о налоговой нагрузке компании. Указываются сведения о начисленных налогах, периодичности уплаты налоговых сумм в бюджет, данные о задолженности и иная информация.
Важно! Подготовленную пояснительную записку подписывает руководитель компании и главный бухгалтер. Подписи, расшифровка подписей и печать ставится на последнем листе записки.
Ответы на распространенные вопросы
Вопрос: Для чего составляют пояснительную записку к бухгалтерской отчетности?
Ответ: Основной целью такой записки является обеспечение пользователя дополнительной информацией, не вошедшей в отчетные документы и приложения к ним. Например, существенные события, возникли которые уже после отчетной даты.