Электронное декларирование налогов в 2024 году

Применение электронных документов позволяет упростить процедуру ведение документов, а также осуществлять их передачу на большие расстояния за короткий промежуток времени. В статье рассмотрим, что собой представляет электронное декларирование налогов.

Историческая справка

Электронное декларирование представляет собой процедуру подачи деклараций в электронном виде в контролирующие органы. В РФ подобная форма взаимодействия с госорганами появилась в 90-х годах. В эти годы появилась самая первая система представления отчетов посредством модема. В 2000 году была утверждена программа по автоматизации и компьютеризации деятельности госорганов.

В соответствии с НК РФ, документы налогоплательщиками и налоговыми агентами представляются по месту учета. Это необходимо сделать в определенный, установленный законодательством срок. Например, декларация по НДС подается в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным. Такая декларация представляется исключительно в электронном виде. Право на представление документа на бумаге имеют только налоговые агенты, не уплачивающие НДС. Читайте также статью ⇒ НУЛЕВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ИП НА УСН, ОСНО В 2024

Способы представления деклараций в электронном виде

Декларация в электронном виде может быть представлена через оператора электронного документооборота.Отчетность в этом случае представляется по ТКС (телекоммуникационные каналы связи). При этом в обязательном порядке применяется усиленная квалифицированная ЭЦП. ТСК представляет собой систему представления отчетности в электронной форме. Основными преимуществами данного способа являются следующие:

  1. Не требуется явка в ФНС. Декларации и отчеты в любое удобное время могут быть отправлены из офиса налогоплательщиков.
  2. Дублировать отчетности на бумаге не нужно.
  3. Снижение до минимума количества технических ошибок, так как формирование отчетности происходит по утвержденному формату с проверкой правильности заполнения полей.
  4. Гарантированное представление деклараций по обновленной форме, так как в случае изменения формы или введении новых форм, налогоплательщик может провести обновление в электронном виде.
  5. Гарантированная сдача отчетности. Пользователю будет направлено подтверждение о выполнении обязательств в срок до 3 суток. Кроме того, налогоплательщик может просматривать свою личную карточку, поэтому необходимость в ожидании сверки расчетов отсутствует.
  6. Защита документов, представленных в электронном виде от просмотра или корректировки посторонними лицами.
  7. Справку о состоянии расчетов с бюджетом также можно получить через ТКС. Кроме того, налогоплательщику могут направляться акты сверки, разъяснения ФНС и т.д.

Помимо этого электронные формы отчетности могут представляться через сайт ФНС. При этом также потребуется наличие квалифицированной ЭЦП.

Важно! Сайт ФНС предлагает бесплатную программу «Налогоплательщик» для подготовки отчетности. С помощью сервиса налоговой декларации в электронном виде могут представляться только при наличии электронной подписи.

Электронно-цифровая подпись

Существует несколько разновидностей электронно-цифровых подписей (ЭЦП). Они могут быть простыми или усиленными. При этом последние в свою очередь подразделяются на квалифицированные и неквалифицированные.

Простой ЭЦП является подпись, которая формируется в той программе, в которой физическое лицо работает. Юридической силы данная подпись не имеет.Она может применяться для внутреннего документооборота, с целью заказа услуг и оплаты товара. Но подписать ею какой-либо электронный документ, например, для государственных органов не получится.

Неквалифицированная ЭЦП- более сложная и защищенная подпись. Она подтверждает, что документ подписан определенным человеком и гарантирует, что изменения в документ в последствии никто не вносил. Такую подпись создает система, в которой и происходит подписание документов. Например, когда физическое лицо оправляет в налоговую декларацию о доходах. В этом случае налоговый орган на своем сайте совершенно бесплатно создает такую подпись. Неквалифицированная ЭЦП работает только в той системе, в которой она создана. Это значит, что в случае получения подписи, например, на сайте налоговой, она может быть использована только для взаимодействия с ФНС.

Квалифицированная ЭЦП отвечает тем же признакам и критериям, что и неквалифицированная, но помимо этого она также соответствует следующим факторам: ключ прописан в сертификате, для проверки применялись средства, отвечающие требованиям. Имеются ввиду средства, применяемые при формировании ЭЦП. Они должны позволять установить факт изменения документа и обеспечить невозможность определить ключ.Усиленная квалифицированная ЭЦП необходима для предоставления документов в госорганы и для подачи отчетности. Усиленная подпись является самой защищенной, она зашифрована специальными сертификатами. В связи с этим налоговая и иные госорганы принимают такую подпись на документах юридических лиц. Для получения такой ЭЦП обратиться нужно будет в один из удостоверяющих центров, аккредитованных Минкомсвязи.

Электронное декларирование доходов

Порядок электронного декларирования доходов следующий:

  1. Подготовка документации. Необходим файл декларации в формате xml и сканы дополнительных документов, таких как договор купли-продажи, соглашения и кассовые чеки. В общей сложности загружаемые файлы не должны превышать 20 Мб.
  2. Получение сертификата ключа. Для этого нужно будет зарегистрироваться в личном кабинете налогоплательщика.
  3. Представление декларации в электронном виде. Для подачи декларации также потребуется войти в личный кабинет налогоплательщика, выбрать «НДФЛ» — «Заполнить декларацию», «Направить».

Электронное таможенное декларирование

В таможенной сфере также применяется электронное декларирование. В письменной форме декларирование допускается в следующих случаях:

  • в случае помещения товаров под процедуру таможенного транзита;
  • в отношении товаров, направляемых международными почтовыми отправлениями;
  • для товаров личного пользования;
  • в отношении ТС международной перевозки.

Не применяется электронное декларирование, если таможенный орган не имеет возможность принять декларацию в электронном виде. Это может быть связано с неисправностью систем, техсбоем, отключением электроэнергии или при нарушении работы Интернет.

Все товары при электронном декларировании проходят некоторые этапы, включающие в себя:

  • подготовку документов (заполняется вся необходимая документация и отправляется в таможенный орган);
  • регистрация (представителем органов проводится проверка и присвоение соответствующего номера);
  • досмотр (проводится документальный анализ декларации, при необходимости запрашиваются документы для подтверждения сведений);
  • выпуск (на последнем этапе инспектор принимает решение по товарам).

Электронное декларирование в таможенных отношениях позволяет свести к минимуму волокиту с документами, а также существенно уменьшить срок перемещения товара через границу. Для лиц, имеющих ЭЦП, появляется возможность выполнения следующих мероприятий:

  • заполнение таможенных деклараций;
  • подготовка разрешительной документации;
  • подготовка сопроводительной документации для проводимых товаров;
  • подготовка транзитных деклараций, отчетных сведений, а также иных документов.

Подача электронных заявок для участия в торгах

Для участия в государственных торговых сделках тоже потребуется получить электронную цифровую подпись. Она необходима для подачи заявок на участие в торгах на электронных площадках. Для того, чтобы получить такую подпись, потребуется предоставить определенный пакет документов.

Электронные торги представляют собой одну из форм электронного взаимодействия, при которой происходит совершение сделок гражданско-правового характера, связанных с реализацией товаров, работ и услуг. Реализация или покупки осуществляются через специальные сайты, которые представляют собой электронные торговые площадки в Интернете. Для обеспечения конфиденциальности этой информации применяется ЭЦП. Читайте также статью ⇒ КТО ПОДПИСЫВАЕТ БУХГАЛТЕРСКУЮ ОТЧЕТНОСТЬ

Программное обеспечение для электронного декларирования

Для установления ПО для электронного декларирования потребуется выполнение следующих действий:

  • приобретение электронного ключа;
  • получение носителя на набором необходимых программ;
  • установка криптопрограммного обеспечения;
  • установка софта.

Далее потребуется установить справочники, необходимые для отслеживания информации и для удобного пользования ПО. Порядок, по которому устанавливается справочник, содержится в инструкции, предоставляемой к каждой программе. Как правило установка происходит в несколько этапов, включающих в себя выбор справочников, нажатие клавиши для подтверждения и ожидания завершения процесса установки.

Оцените статью
Права пенсионеров и инвалидов
Добавить комментарий

Adblock
detector