Досудебный порядок урегулирования спора

Различные ситуации, когда люди или компании не могут договориться между собой, приводят к подаче заявления в суд. Но бывает, что данный вариант решения проблемы является достаточно бесполезным. Поэтому лучше сначала попробовать разрешить ситуацию иными способами. Одним из таких способов является досудебное урегулирование спора. Поговорим о нем подробнее.

Порядок досудебного урегулирования

Досудебный способ урегулирования конфликта – это процедура улаживания конфликтных ситуаций, которая представляет из себя разрешение спора между двумя и более сторонами за счет подачи официальной претензии, очных переговоров и зафиксированных договоренностей, к которым пришли стороны без подачи заявления в суд. Применяется эта примирительная процедура во время спорных моментов при налоговых, трудовых и иных конфликтах, а также во время гражданского процесса.

Виды урегулирования конфликта до суда

Порядок решения конфликта без судебного заявления бывает вынужденным и произвольным. Обязательное урегулирование споров применяется в случаях, когда стороны конфликта по закону обязуются перед подачей искового заявления разрешить конфликт путем личных переговоров, предъявления обоюдных претензий и договоренностей об их разрешении. Если же договориться не удалось, и исковое заявление все же подается, результаты переписки сторон прикрепляются к пакету документов. Федеральное законодательство не всегда предусматривает обязательное досудебное примирение, поэтому оно может быть прописано в договоре. 

Добровольное же урегулирование является оформлением претензии по желанию одной стороны, которая сама желает разрешить конфликт мирным путем без подачи заявления в суд. 

Основывается досудебная работа с претензией на составлении документа, при котором используются документы с подтверждением наличия конфликта. Также данный способ включает в себя согласие на проведение очных переговоров, которые могут обжаловаться в судебном порядке. 

На переговорах обязательно присутствие средней незаинтересованной стороны, а именно медиатора. Во время переговоров обсуждаются варианты примирения и их условия, которые смогут удовлетворить обе стороны конфликта. Если враждующие стороны приходят к компромиссному решению, они подписывают соответствующее соглашение. Переговоры проводятся с участием медиатора и могут состояться при наличии определенных условий:

  • Стороны обращаются к посреднику добровольно.
  • Между конфликтующими сторонами и переговорщиками обязательна полная конфиденциальность.
  • Во время переговоров и при принятии любого решения обе стороны обладают одинаковыми правами.
  • Медиатор является незаинтересованным в данном конфликте лицом и должен быть полностью беспристрастным. 

Если же во время переговоров компромиссное решение не принимается, и все участники процесса это понимают, сразу формируется и направляется официальная претензия. Ответы каждой из сторон фиксируются и предоставляются при подаче искового заявления.

Плюсы разрешения спора в досудебном порядке

Несмотря на то, что судебное разрешение споров является эффективным способом, досудебное урегулирование конфликтов обладает рядом преимуществ:

  • Быстрое решение проблемы – если каждая из сторон заинтересована в оперативном разрешении проблемы, спор можно урегулировать за пару недель или даже дней. Рассмотрение искового заявления может занимать целые месяцы.
  • Составление претензии не требует от сторон спора юридических специализированных знаний.
  • При досудебном урегулировании конфликта экономятся расходы на оплату госпошлины и адвокатской работы.

Хоть при составлении претензии и не требуется знание юридического дела, лучше всего излагать ее в компании квалифицированного юриста, чтобы составить бумагу в идеальном порядке. Также юрист сможет проконсультировать по поводу ее подачи и последующего обращения в суд или иное ведомство в случае, если конфликт не удалось решить мирным путем.

Способы отправки претензии

Процедура досудебного урегулирования спора проходит в несколько этапов. В первую очередь, пострадавшая сторона направляет претензию контрагенту в письменном виде. Обязательно нужно указать сроки, в которых противоположная сторона должна дать ответ. После контрагент рассматривает полученную претензию. Подать претензию можно несколькими способами:

  1. Вручить лично адресату. В данном случае документ подготавливают в двух экземплярах. Один образец предназначается отправителю, а один отдается адресату. На документе отправителя получатель должен поставить отметку о том, что претензия получена. Отметка включает в себя ФИО, телефонный номер, должность получившего, дату получения, подпись и актуальную печать компании. Если претензия получена индивидуальным предпринимателем, печать может не стоять. Если же адресат отказывается получать претензию, следует документ отправить повторно при свидетелях. Если же и повторный документ адресат отказывается получать, можно оставить его в компании. На этой претензии ставится отметка, что получатель отказывается от документа. Стоит указать ФИО, должность и ФИО свидетелей. Свидетели также должны поставить подпись в отметке.
  2. Отправить по почте. Оформляется заказное письмо на имя адресата с уведомлением и описью всего вложенного в двух экземплярах. Один экземпляр остается у отправителя, а второй вкладывают в посылку. Следить за статусом доставки письма можно на официальном сайте Почты России. Все сведения об отслеживании можно будет впоследствии приложить к судебному заявлению. Следует также сохранить чеки и квитанции об отправке письма.
  3. Отправить курьером. Для отправки курьерской службой нужно знать ФИО и должность получателя.

Направляя претензию, нужно приложить копии документа, которые могут подтвердить обоснованность ваших требований. Под данные виды документа подходят накладные, банковские выписки, медицинские справки, акты с неустойками и пенями. Какие документы приложить, зависит от сути претензии.

Отправив претензию или вручив бумагу лично, вы можете ожидать только два исхода данной ситуации. Получатель либо откажется от получения претензии, либо станет согласовывать будущие действия, которые приведут к компромиссу. Что делать при каждом исходе?

Действия при отказе в получении претензии

Если адресат претензии отказывается ее получать и выполнять прописанные требования, нужно продолжать защищать собственные права иным способом. Если происходит урегулирование торгового спора, отправитель может обратиться за помощью в Роспотребнадзор.

В данную структуру подается официальная жалоба, чтобы защитить потребительские права и интересы. Если ситуация касается возвращения денежных средств из-за товара плохого качества, получить их через Роспотребнадзор не получится, так как в его полномочия не входят споры имущественного характера.

Основанием для оформления жалобы является покупка некачественного товара или получение услуги нехорошего качества. В данных обстоятельствах Роспотребнадзор должен проверить продавца и выявить факт нарушения законов РФ. В жалобе указываются основные данные заявителя, имя или название фирмы адресата, причина жалобы и сведения о нарушителе. Ставится подпись и дата и прилагаются документы, подтверждающие покупку или получение услуги. Жалоба подается лично в региональный государственный орган, направляется почтовым отправлением или через сайт ведомства. 

Отреагировать на отказ можно и путем обращения в суд. Через судебное разбирательство можно защитить свои права и вернуть денежные средства за испорченный товар или услугу. Иск отправляется по месту жительства, по месту временной регистрации или же по месту совершения сделки. Истец должен указать в заявлении:

  • наименование судебного органа, в который подается заявление;
  • все основные контактные данные адресата и заявителя, а именно ФИО, номер телефона и адрес;
  • зафиксированные нарушения ответчика и все детали конфликта (в актах необходимо указать ссылки на статьи закона);
  • требования, которые заявитель желает получить от истца, обоснованные законодательными актами.

Все необходимые документы прилагаются к заявлению, и потом ставится дата и подпись. Обратиться в суд, защищая свои права, заявитель может не позднее 3-х лет с момента нарушения его прав. Иск рассматривается в районном суде не больше 2-х месяцев с подачи заявления. В мировом же суде рассмотрение занимает не больше 1 месяца.

Оцените статью
Права пенсионеров и инвалидов
Добавить комментарий

Adblock
detector