Как обжаловать решение налоговой в 2024 году

Неправомерные действия представителей налоговых органов могут привести к возникновению у налогоплательщика убытков. Поэтому, согласно действующему законодательству, если налоговая нарушила права налогоплательщика, последний вправе обжаловать их действия и защитить себя. ФНС при выполнении своей контролирующей деятельности обязан соблюдать принцип законности. Но это не всегда так, в некоторых случаях правонарушения возможны не со стороны налогоплательщиков, а со стороны налоговых органов.

Как обжаловать решение налоговой

Если налогоплательщика не устраивает решение налогового органа, то он имеет право обжаловать его в вышестоящем налоговом органе или суде. Данное право предусмотрено ст. 138 НК РФ. Однако, обратиться сразу же в суд налогоплательщик не может не может, так как исковое заявление у него просто не будет принято. Прежде ему потребуется подать жалобу в вышестоящий налоговый орган или тот орган, который вынес решение. То есть, в первую очередь решить данный вопрос необходимо в досудебном порядке.

Важно! В вышестоящем налоговом органе возможно обжалование любых документов, подписанных начальником, либо замначальником ФНС.

Как составить возражение

Процедура обжалования решения налоговой включает в себя несколько этапов, первым из которых является составление возражения на претензии налоговой, указанные в акте проверки. Отправить в ФНС их необходимо в срок до 1 месяца с даты получения акта от налоговой. Возражения могут быть составлены как по акту в целом, так и по отдельным положениям акта. Ответ ФНС на возражения должен включать в себя информацию об их рассмотрении. При этом на рассмотрении возражений может присутствовать сам налогоплательщик, давать пояснения и представлять необходимые подтверждающие документы.

В ответ на возражение налогоплательщику должны сообщить, где и когда они будут рассматриваться. Он может присутствовать при рассмотрении возражений, давать свои пояснения и представлять подтверждающие документы инспектору.

По итогам рассмотрения возражений возможны следующие результаты:

  • привлечение к ответственности налогоплательщика;
  • отказ от привлечении налогоплательщика к ответственности;
  • дополнительный контроль.

Важно! Если претензии налогоплательщика налоговая не отклонила, то решение ФНС можно обжаловать в вышестоящем органе или в суде.

Порядок подачи возражения

Направить возражение необходимо в тот налоговый орган, которым был подготовлен акт. Сделать это можно одним из следующих способов:

  • лично или через представителя в налоговый орган;
  • по почте.

Читайте также статью ⇒ ЖАЛОБА В ЦЕНТРОБАНК НА ДЕЙСТВИЯ БАНКА

Как подать жалобу на налоговый орган

Жалоба на налоговый орган подается в том случае, если решение налогового органа, либо действия или бездействия должностных лиц налоговой нарушают права налогоплательщика.Направить жалобу следует в вышестоящий орган через ФНС, решение которой планируется обжаловать.

Право обжалование предусматривается главами , которые содержат поэтапно эту процедуру. В качестве предмета жалобы можно выделить следующее:

  • действия представителей налоговых органов;
  • ненормативные законодательные акты, выносимые сотрудниками ФНС;
  • бездействия сотрудников налоговой.

Какие действия представителей ФНС можно обжаловать

Среди наиболее частных оснований для подачи жалобы на налоговый орган, можно выделить следующие:

Основания для обжалования В чем заключается нарушение ФНС
Выдача справок Несоблюдение сроков на:

·       обращение взыскания средств, имущества, иной собственности

·       направление требований по уплате налогов

Начисление налогов Например, ошибочное направление уведомления на оплату налога
Инкассовые поручения Несоблюдение должностными лицами ФНС установленного срока в 2 месяца для направления инкассового поручения
Контролирующие мероприятия Действия по выемке и истребованию документов, а также осмотру помещений налогоплательщика
Бездействие (отказ выполнять какие-либо действия должностными лицами) Отказ от выполнения определенных действий, возложенных на должностное лицо ФНС (например, невозврат средств)

Порядок обжалования

Если представители ФНС допустили нарушения, то обратиться потребуется в вышестоящий орган (138 НК РФ), которым является региональное управление. Если лицо проживает в области, то с жалобой можно обратиться в региональный центр области.

Жалоба составляется в письменном виде. Направить ее можно по почте, либо через курьерскую службу, указав адрес и индекс управления. Подавать жалобу необходимо в том районе, в котором зарегистрирован налогоплательщик. В иные управления ФНС других регионов подавать жалобу не следует, так как это повлечет за собой дополнительные затраты времени и средств.

Если обращение в вышестоящий орган не привело к ожидаемому результату, то обратиться с жалобой можно уже в прокуратуру.Прокуратура занимается рассмотрением жалобы в течение 30 дней, после чего будет подготовлено решение с обоснованием и комментариями.

Если налогоплательщик для решения вопроса планирует обращение в суд, то возможно это только после подачи жалобы в налоговое управление. В этом случае жалобу будут рассматривать в течение 45 дней. Даже если судом будет вынесено положительное решение, это не будет означать, что оно немедленно будет исполнено. Судебное решение также подлежит обжалованию, а его исполнение может быть приостановлено.

Важной особенностью обращения в суд является то, что повторного права подачи жалобы при отозванном обращении, отсутствует. Обратившись к статистике судебных решений по этим вопросам можно сделать вывод, что в большей части случаев решение выносится в пользу пострадавшего. Кроме того, большая часть претензий решается обычно на первых стадиях, то есть в досудебном порядке.

Как составить жалобу

Для того, чтобы обжалование решения налоговой было положительным, к составлению жалобы необходимо подходить ответственно. Указать в жалобе нужно следующее:

  1. Сведения о компании, имеющей претензию к действиям представителей налоговой. Указывается наименование компании и адрес регистрации юрлица. Если обращается физическое лицо, то указывается ФИО полностью и адрес прописки.
  2. Наименование налогового органа, в котором работают представители, допустившие нарушение.
  3. Перечень нарушений, допущенных сотрудниками налогового органа, а также ссылки на соответствующие законодательные акты.
  4. Способ уведомления налогоплательщика о результатах рассмотрения жалобы (одним из способов может быть направление уведомления через личный кабинет на сайте налоговой).
  5. Контактные данные (электронная почта, телефон).
  6. Документы, подтверждающие позицию налогоплательщика.
  7. Подпись заявителя.

Важно! Жалоба принимается к рассмотрению только в том случае, если она оформлена должным образом.

Образец жалобы

Подача жалобы через сайт налоговой

Жалоба на действия сотрудников ФНС может быть направлена посредством интернет через сайт налоговой. Для этого потребуется на сайте налоговой зайти в свой «Личный кабинет» и заполнить предложенные поля. Указать потребуется свои личные данные и порядок решения данного вопроса (например, в какие органы обращение уже было). После этого необходимо будет загрузить сканы подтверждающих документов, если они есть и их можно приложить к рассмотрению.

Обращение в суд

Если с вынесенным решением налогоплательщик не согласен, либо вышестоящий налоговый орган в положенный срок не рассмотрел жалобу, обратиться можно с иском в суд. Для этого потребуется заплатить госпошлину, равную 3000 рублей. При составлении иска следует указать следующую информацию:

  • наименование арбитражного органа, в который подается заявление;
  • наименование организации, место нахождения (если это ИП, то место госрегистрации), номер телефона и e-mail;
  • наименование ФНС или должностного лица, принявшего оспариваемый акт и вышестоящего налогового органа;
  • реквизиты оспариваемого акта;
  • нарушенные права налогоплательщика;
  • ссылки на соответствующие законы, нормативные правовые акты;
  • требование о признании акта налоговой недействительным, а решения и действия/бездействия должностных лиц незаконными.
Оцените статью
Права пенсионеров и инвалидов
Добавить комментарий

Adblock
detector