Налоговый аудит налогов в 2024 году

Аудит налогов представляет собой комплекс мероприятий, направленный на проверку правильности расчета и уплаты налоговых отчислений определенной компании, а также соответствие ее финансовых документов положениям налогового законодательства. Проведение данного мероприятия может быть санкционировано руководителем компании или контролирующими органами. В статье рассмотрим, что такое налоговый аудит налогов и комплекс каких мероприятий он в себя включает.

Что такое налоговый аудит налогов

Важно! Под налоговым аудитом понимают услугу, которую оказывает аудиторская компания относительно проверки начисления и уплаты всех налогов и сборов заказчика. По результатам данной услуги аудитор составляет мнение о достоверности и правильности налогового учета организации, а также соответствие его требованием действующего законодательства.

Проведение аудита возможно либо по одному из выбранных налогов, либо по нескольким налогам, в том числе налоги спецрежимов, уплачиваемых при применении УСН, ЕНВД, ЕСХН и др. Читайте также статью ⇒ АУДИТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Основные задачи налогового аудита

Прежде чем проводить налоговый аудит, необходимо определиться с задачами, которые будут определять основное направление деятельности аудиторского состава. Обычно задачи налогового аудита включают в себя следующее:

  • удостовериться в правильности расчета и начисления налоговых суммы, подлежащих уплате в бюджет и зачету из бюджета;
  • проверить правомерность использования налоговых льгот, а также сниженных налоговых ставок;
  • проведение проверки операций, имеющих отношение к экспорту и импорту товаров (услуг);
  • оценка возможных рисков, связанных с ошибочным расчетом налогов и сборов при осуществлении хозяйственной деятельности, а также предупреждение их появления;
  • представление руководству заказчика развернутого отчета с предложениями по оптимизации налоговых отношений.

Виды налогового аудита

Различают следующие виды налогового аудита:

Виды налогового аудита Что собой представляет
Комплексный аудит Предполагает проведение полной проверки отчетности компании по налога (сборам) за конкретный период времени.
Тематический аудит Проводится по выборочным видам налогов (одному или нескольким), согласование которых происходит при заключении договора с аудиторской фирмой.

Помимо этого, можно также выделить еще один вид налогового аудита – структурный, особенностью которого является проведение проверки расчетов налоговых отчислений компании по отдельным структурным подразделениям. Такой вид налогового аудита широко распространен в крупных компаниях с филиалами, в которых отсутствует централизованный учет финансово-хозяйственных операций.

Налоговый аудит налогов: поэтапно

Важно! Порядок и методы аудита налогов могут различаться в зависимости от того, на каком режиме налогообложения работает компания-заказчик, а также какие виды налогов попадают под аудит.

Все мероприятия по аудиторской проверке можно разделить на несколько этапов:

Этапы налогового аудита Что в себя включает
Этап 1: Ознакомление с системой налогообложения проведение исследований основных показателей, влияющих на формирование налогооблагаемой базы, после чего оценивается общее состояние налогового учета.
Этап 2: Проверка учетной политики Данный этап также предполагает изучение таких документов, как учетная политика организации в целях налогообложения, приказ о создании учетной политики, план счетов, утвержденный в компании и применяемый в бухучете, а также перечень форм первичных документ.
Этап 3: Проверка правильности расчетов, начисления и уплаты налогов Происходит соотнесение данных отчетных документов по налогам с данными бухгалтерского учета.
Этап 4: Проверка правомерности применения налоговых вычетов Проверяются договорные отношения с контрагентами, а также порядок оформления документов, подтверждающих право на вычеты и льготы
Этап 5: Выдача аудиторского заключения На данном этапе происходит формирования мнения аудитора, составление и выдача аудиторского заключения.

Ознакомление с системой налогообложения компании

Данный этап включает в себя проведение исследований основных показателей, влияющих на формирование налогооблагаемой базы, после чего оценивается общее состояние налогового учета. Среди обязательных условий можно отметить проверку методов расчета налогов, соответствие показателей данным налоговой декларации, а также порядок документооборота и хранения данных. Читайте также статью ⇒ АУДИТ РАСЧЕТОВ С ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ В 2024 ГОДУ

Проверка учетной политики компании

При анализе учетной политики организации в целях налогообложения, аудитор может более эффективно составить план мероприятий по выявлению несоответствий, недочетов и ошибок в налоговом и бухгалтерском учете. Данный этап также предполагает изучение таких документов, как приказ о создании учетной политики, план счетов, утвержденный в компании и применяемый в бухучете, а также перечень форм первичных документов.

Проверка правильности расчетов, начисления и уплаты налогов

Третий этап проверки предполагает соотнесение данных отчетных документов по налогам с данными бухгалтерского учета. В определенных ситуациях также проверяются первичные документы. Например, при аудите НДС проверке подлежат данные счетов-фактур.

Правомерность применения налоговых вычетов

Следующим этапом проводится оценка правовой деятельности компании. Оценке подлежат договорные отношения с контрагентами, а также порядок оформления документов, подтверждающих право на вычеты и льготы. Особо уделяется внимание правильности заполнения налоговых деклараций.

Выдача аудиторского заключения 

По завершению проверки налогового учета компании, аудитор составляет заключение, в котором содержится мнение о полноте налогового учета и его достоверности.Заключение аудитора включает в себя следующую информацию:

  • наименование документа;
  • наименование адресата;
  • данные о компании, по которой проводилась аудиторская проверка;
  • данные об аудиторе (аудиторской компании, отдельном специалисте);
  • документы, которые были использованы при аудите;
  • мнение аудитора о достоверности проверяемых данных;
  • результат аудита;
  • дата составления документа.

Важно! Заключение выдается представителю проверяемой компании, с кем и был заключен договор аудита.

Какие ошибки могут быть выявлены при аудите

В результате налогового аудита могут быть выявлены следующие нарушения или ошибки:

  • неверное отражение доходов/расходов предприятия;
  • неверное/неполное заполнение реквизитов компании;
  • ошибки при расчете сумм налогов;
  • противоречия в показателях разных форм налоговой отчетности;
  • отличие размера уставного капитала от размера, указанного в уставе;
  • иные нарушения.

Кому необходима аудиторская проверка налогов

Налоговый аудит обязательным не является, а в законодательной базе он определяется как самостоятельный способ аудита. Характеризуется он как одна из услуг, включаемая в общий аудит хозяйственной деятельности компании. Однако, аудит налогов, которые проходит в составе общего аудита, не позволяет охватить всю полноту налогового учета, а значит не всегда отражает достоверную ситуацию по налогам. Это в свою очередь может оказать влияние на возникновение налоговых рисков, а также привлечение компании к налоговой ответственности.

Инициатором аудита налогов, как правило, является руководитель компании, например, в том случае, если в ближайшее время планируется налоговая проверка ФНС. Для того, чтобы своевременно обнаружить и устранить возможные ошибки в расчетах и уплате налогов, компании прибегают к услугам аудиторских компаний.

По большей части за аудиторскими проверками по налогам обращаются крупные предприятия торговых, промышленных и производственных сфер. Для таких компаний более выгодным является проведение аудита налогов с целью минимизации риска начисления штрафных санкций. Так как при налоговых проверках, в результате которых будут выявлены ошибки в расчетах и перечислении налогов, штрафы и пени могут оказаться гораздо больше стоимости услуг аудиторских компаний.

Обязательный аудит

Как уже отмечалось выше, аудит может проводится по инициативе руководства или обязательном порядке. В первом случае аудит является внешним и проводят его независимые эксперты – специалисты компаний, специализирующихся в данной области. Это также могут быть индивидуальные аудиторы.

Обязательным аудит является для компаний, упомянутых в законе 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»:

  • АО;
  • компании, ценные бумаги которых участвуют в организованных торгах;
  • кредитные, клиринговые, микрофинансовые, страховые, компании участники рынка ценных бумаг, СПР, организаторы азартных игр, кооперативы и др.;
  • с объемом выручки, превышающим 400 млн. рублей, либо активов на сумму более 60 млн. рублей (данные учитываются по году, предшествующему отчетному).

иные в соответствии со ст. 5 307-ФЗ.

Оцените статью
Права пенсионеров и инвалидов
Добавить комментарий

Adblock
detector