Продажа ООО: пошаговая инструкция в 2024 году

Для правильного оформления продажи ООО может быть составлен договор купли-продажи. Для реализации процедуры продажи потребуется выполнить некоторые подготовительные мероприятия и подготовить необходимые документы. В статье рассмотрим порядок, по которому осуществляется продажа ООО и приведем подробную пошаговую инструкцию данной процедуры.

Преимущества продажи ООО

Причины, по которым участники общества приняли решение о продаже своей компании могут быть разными. Это может быть убыточность компании или наоборот. Например, владельцы компании приняли решение продать успешный бизнес и запустить более крупный проект, требующий значительных вложений. Поэтому у них возникает необходимость закрыть существующую компании или продать ее, а только после этого открыть новую.

Закрыть ООО можно и путем ликвидации, но данная процедура будет намного сложнее, чем продажа. Кроме того, при ликвидации владельцы компании не получат никакой выгоды.

Плюсы в приобретении готового бизнеса есть и у покупателей. Начинать свое дело с нуля намного сложнее и требует больше времени для развития, чем действующий бизнес. Для того, чтобы открыть ООО потребуется придумывать наименование, выбрать юридический адрес и подготовить значительный пакет документов. А приобретение готовой организации позволит сэкономить на все это время, обойти формальности и сразу же перейти к осуществлению деятельности и получению дохода.

Продажа ООО: пошаговая инструкция

Продать компанию можно несколькими способами, одним из которых является самостоятельная продажа. Данный способ является наиболее сложным и не предполагает привлечение третьих лиц. Когда продать компанию нужно как можно быстрее, то можно прибегнуть к услугам посреднических организаций. Это позволит сэкономить время, но вместе с тем потребует и дополнительных финансовых вложений. Какой из предложенных способов продажи общества выбрать, владельцы бизнеса могут решить самостоятельно. Это зависит только от их желания и финансовых возможностей.

Рассмотрим основные этапы продажи ООО:

Пошаговая процедура продажи ООО Что в себя включает
Этап 1: Принятие решения о продаже ООО Решение о продаже ООО принимается на общем собрании участников, по итогам которого составляется Протокол. Если в обществе только один участник, то он принимает решение единолично.
Этап 2: Проведение оценки ООО Оценка проводится специализированными экспертными компаниями, имеющими разрешение на проведение подобных операций.
Этап 3: Подготовка документов Перечень необходимых документов будет зависеть от того, каким способом происходит продажа ООО:

1.     Путем введения нового участника в ООО.

2.     Путем заключения сделки с заверением ее у нотариуса.

Этап 4: Подача документов в ФНС Если продажа предполагает заключение сделки, то документы в ФНС подает нотариус. Если продажа осуществляется путем введения нового участника, то в налоговый орган документы подает директор.
Этап 5: Получение готовых документов в ФНС Получить готовые документы можно будет спустя 5 рабочих дней с даты обращения.
Этап 6: Уведомление третьих лиц О продаже ООО нужно будет уведомить всех контрагентов и банк, с которым сотрудничает ООО.

Читайте также статью ⇒ АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ЛИКВИДАЦИЯ ООО

Принятие решения о продаже ООО

Решение о продаже организации принимается участниками. Если в обществе только один участник, то он принимает решение единолично. В противном случае решение принимается на общем собрании участников ООО. По итогам собрания составляют протокол, в котором отражается принятое решение о продаже общества.

Важно! Протокол собрания участников ООО — базовый документ, на основании которого проводятся дальнейшие действия по продаже общества. Его отсутствие будет являться основанием для признания сделки недействительной и последующей ее отмены в судебном порядке.

Проведение оценки ООО

Следующим этапом является проведение мероприятий по оценке общества. Данная процедура является обязательной для заключения сделки и от ее результатов будет зависеть успех продажи. Обычно оценка стоимости имущества компании проводится в том случае, если есть хотя бы один потенциальный покупатель. Полномочия по оказанию оценочных услуг имеют специализированные экспертные компании, имеющие разрешение на проведение подобных операций.

По результатам оценочных работ компания выдает заключение, в котором содержится информация о стоимости фирмы. При проведении компанией своей работы оценке подлежат:

  • макро и микро показатели региона, на котором функционирует ООО;
  • экономические показатели имущества общества;
  • база клиентов компании;
  • состав кадров компании;
  • показатели рентабельности фирмы;
  • узнаваемость бренда и степень «раскрученности».

Для выполнения оценки используются следующие материалы:

  • баланс компании;
  • бухгалтерская отчетность, в которой содержатся данные о доходах и расходах ООО, а также о полученной обществом прибыли (убытков) за последний отчетный период;
  • документы о дебиторке и кредиторке;
  • документы, подтверждающие наличие НМА, векселей, инвестиций и запасов;
  • ведомости ОС.

Стоимость компании рассчитывается с помощью специальной формулы, основными показателями которой являются:

  • стоимость капитала общества, в том числе дебиторская задолженность стоимость ликвидных активов;
  • сумма чистой прибыли компании за год;
  • средний срок, требуемый для покрытия расходов, понесенных при покупки бизнеса (в РФ данный срок равен 2-5 лет).

После того, как расчеты экспертами проведены, выдается заключение, содержащее рыночную стоимость ООО.

Важно! Если у общества есть задолженности перед третьими лицами, то это должен учитывать эксперт при проведении оценки. Наличие у компании задолженности будет влиять на стоимость компании, уменьшая ее. Поэтому, прежде чем оценивать свою фирму, следует закрыть все имеющиеся долги. В таком случае стоимость компании будет выше и можно будет заключить выгодную сделку.

Документы, необходимые для продажи ООО

Перечень документов, которые владельцам компании нужно будет подготовить для ее продажи будет зависеть от выбранного способа продажи. Если продажа осуществляется путем ввода покупателя в ООО, то потребуется 2 пакета документов: один для ввода нового участника, а второй для выхода прежнего. Для введения нового участника в ООО потребуются следующие документы:

  • заверенное у нотариуса заявление (Р13001);
  • Протокол собрания участников или решение учредителя ООО;
  • Устав ООО в новой редакции;
  • квитанция об оплате госпошлины;
  • заявление от нового участника о принятии в состав ООО;
  • документ об оплате участником доли вклада в полном объеме.

В перечень второго пакета документов входят следующие документы:

  • заверенное у нотариуса заявление (Р14001);
  • заявление участника ООО в выходе из общества;
  • Протокол собрания участников о распределении долей ООО, либо решение единственного участника общества.

Подать документы на регистрации может директор общества или его доверенное лицо. Во втором случае к пакету документов прикладывается доверенность, в котором указываются полномочия доверенного лица.

Если продажа предполагает заключение сделки, то документы потребуются следующие:

  • договор купли-продажи;
  • оферта от владельцев компании;
  • документы, подтверждающие отказ иных членов ООО от преимущественного права покупки отчуждаемых долей.

Для предъявлению нотариусу потребуется подготовить следующие документы:

  • заявление, содержащее данные о продавце и покупателе;
  • перечень учредителей ООО;
  • Устав общества;
  • договор купли-продажи;
  • решение о создании общества;
  • выписка из ЕГРЮЛ, подтверждающая, что реализуемой частью общества владеет продавец;
  • документ, подтверждающий оплату доли;
  • согласие супруга/супруги на заключение сделки купли-продажи;
  • копии паспортов.

Следует помнить, что указанный перечень документов может быть дополнен по решению нотариуса.

Подача документов в ФНС

Подготовив все необходимые документы, их можно подавать в налоговый орган. Если продажа предполагает заключение сделки, то документы в ФНС подает нотариус, удостоверявший договор. Если продажа осуществляется путем введения нового участника, то в налоговый орган документы подает генеральный директор. Сделать это можно одним из следующих способов:

  • лично явиться в ФНС или через представителя (по доверенности);
  • подать документы в электронном виде (потребуется наличие электронно-цифровой подписи);
  • по почте.

Получение готовых документов в ФНС

Документы будут готовы через 5 рабочих дней с момента обращения в ФНС. В положенный срок на руки будут выданы следующие документы:

  • лист в внесении записи в ЕГРЮЛ;
  • Устав ООО в новой редакции с отметкой налоговой.

Если забрать лично документы не представляется возможным, они будут направлены по почте, по адресу, указанному при обращении.

Уведомление о продаже ООО третьих лиц

О том, что состоялась продажа ООО, необходимо уведомить контрагентов. Особенно тех, в договорах с которыми было предусмотрено данное условие. Кроме того, известить о новом владельце ООО также следует банк, в котором у компании открыт расчетный счет.

Оцените статью
Права пенсионеров и инвалидов
Добавить комментарий

Adblock
detector