В определенных ситуациях компании меняют свою организационно-правовую форму. Они могут разделяться, сливаться, присоединяться, выделяться или преобразовываться. В этом случае возникает вопрос о том, каким образом при таких изменениях передать имущественные активы. С этой целью и составляется разделительный баланс. Разделительный баланс является документом, составляемым в случае реорганизации в форме выделения или разделения.
- Что такое реорганизация
- Когда составляется разделительный баланс
- Как составить разделительный баланс при реорганизации
- Порядок разделения активов и долгов
- Какие документы необходимы для оформления разделительного баланса
- Как составляется передаточный акт
- Порядок регистрации новых юридических лиц – правопреемниц
- Ответы на распространенные вопросы
Что такое реорганизация
Под реорганизацией организации понимают смену ее организационно-правовой формы.Прежнее юридическое лицо прекращает свое существование, а его право переходят другому лицу – правопреемнику в результате:
- преобразования;
- разделения;
- слияния;
- выделения.
Когда реорганизация происходит путем выделения и разделения, имущественные ценности переходят правопреемнику на основании специального документа – разделительного баланса. После разделения деятельность первичной компании прекращается, а ее право передается нескольким вновь созданным организациям. При выделении ликвидация первичной фирмы не происходит, а часть прав и обязанностей передается возникшим из нее новым лицам. Однако во втором случае также необходимо адекватно и грамотно разделить имущество между реорганизованными компаниями. Именно для этого составляется разделительный баланс, который позволяет определить активы, финансы и обязательства, переходящие к новым юрлицам.
Когда составляется разделительный баланс
Важно! Составление разделительного баланса не является обязательным, однако без него невозможно разделение имущества.
Составление разделительного баланса происходит после:
- утверждения решения о реорганизации, принятого на общем собрании участников (акционеров), либо по предписанию госорганов или постановления суда;
- проведения инвентаризации материальных фондов компании;
- проведения ревизии обязательств.
Когда именно составить разделительный баланс определяют учредители организации. Контролирующие органы рекомендуют делать это в конце отчетного периода, в идеале – в конце года.
Читайте также статью ⇒ РЕОРГАНИЗАЦИЯ АО В ООО: ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
Как составить разделительный баланс при реорганизации
Законодательство не предусматривает определенного порядка заполнения разделительного баланса, как и его форму. То есть компания самостоятельно разрабатывает его форму и утверждает порядок ее составления. Единственным требованием является «положение о правопреемстве», то есть необходимо отражение сравнительных данных по имущественным ценностям, а также задолженностям у компаний.
Важно! Каким образом оценивается имущество учредители также праве решить самостоятельно. Оценка может проводиться как по рыночной, так и по остаточной стоимости.
Для удобства можно использовать обычный бланк бухгалтерского баланса, в котором предусмотрены специальные колонки для первичной компании и ее правопреемниц. При этом значение указанное в первой колонке (по первично организации) должна равняться сумме всех остальных значений. К примеру, из одной компании выделяется новая. В этом случае в балансе должно быть 3 колонки: для первичной компании, для выделяемой части и для оставшейся части.
Подробное описание всех сумм, указанных в таблице баланса, следует в приложениях к нему.
Актив | Организация «А» | Передаваемые организациям | |
«В» | «С» | ||
Основные средства | 100 000,00 | 50 000,00 | 50 000,00 |
Внеоборотные активы | — | — | — |
Порядок разделения активов и долгов
Для того, чтобы определить какие именно значения будут указываться в разделительном балансе, необходимо использовать соглашение, заключенное между участниками компании, проходящей реорганизацию. Именно участники принимают решение о передаче или сохранении их за собой денежных средств, имущества и обязательств. При этом существуют определенные правила, по которым в большинстве случаев происходит распределение, если участниками не предусмотрено иное:
- Распределение материальных ценностей ( включая, запасы, материалы, неоконченное производство, имущество) происходит по принципу «большей нужды».
- Обязательства по задолженности распределяются следующим образом: лицо, взявшее на себя больше имущества берут на себя больше обязательств.
- Денежные средства со расчетный счетов и из кассы делятся по договоренности участников.
Какие документы необходимы для оформления разделительного баланса
Составление разделительного баланса происходит на основании обосновывающей документации, включающей в себя:
- Решение о реорганизации. В этом документе изначально фиксируется порядок распределения активов и обязательств, а также способ оценки имущества.
- Бухгалтерская отчетность первичной компании. Данные бухгалтерской отчетности являются основой для проведения оценки имущества, подлежащего разделению.
- Данные последней инвентаризации, которые содержат стоимостное значение активов компании.
- Накладные по приобретенным активам (если они приобретены после инвентаризации).
- Акты с расшифровками обязательств первичной компании.
- Первичная документация по приемке/передаче ОС, материалов, запасов.
- Опись иного имущества, которое не указано в первичных документах, но подлежит передаче.
- Расшифровка кредиторской и дебиторской задолженности.
- Документы, подтверждающие расчеты с органами, фондами и структурами.
- Договоры с создаваемыми юридическими лицами (это необходимо на тот случай, если возникают судебные претензии по передаваемым обязательствам).
- Выписка из ЕГРЮЛ, подтверждающая факт реорганизации (прикрепляется к балансу после регистрации).
Как составляется передаточный акт
Все документы, перечисленные выше, являются подтверждением того, что права и обязанности реорганизованной компании перешли к новым юрлицам. Данные документы прикладываются к передаточному акту, содержащему укрупненный перечень имущества, обязанностей и прав, переходящих к компаниям-правопреемникам. После составления документа необходимо его утверждение. Утверждает акт тот же орган, который принял решение о реорганизации.
Для того, чтобы зарегистрировать новые юрлица, создаваемые в результате реорганизации, представление передаточного акта является обязательным. Без него в регистрации вновь создаваемых компаний будет отказано.
Важно! Передаточный акт подается в ФНС для регистрации вновь созданных юридических лиц.
Порядок регистрации новых юридических лиц – правопреемниц
После того, как разделительный баланс составлен, можно переходить к регистрации новых юридических лиц – правопреемниц. Для этого в территориальное отделение ФНС подается следующий пакет документов:
- заявление на регистрацию юридического лица;
- разделительный баланс;
- квитанция об оплате госпошлины;
- дополнительные документ, согласно закона 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц».
После этого останется только ожидать решения о регистрации, в результате которого в государственный реестр будут внесены следующие записи:
- о реорганизации юрлица;
- о создании новых юрлиц.
Для этого может потребоваться от нескольких дней до трех месяцев.
Важно! До того момента, как новая информация появится в ЕГРЮЛ, первичная организация считается действующей.
Ответы на распространенные вопросы
Вопрос: Кто должен составлять разделительный баланс? Можно ли с этой целью привлекать сторонних специалистов?
Ответ: Да, компания может составить разделительный баланс самостоятельно, либо пригласить специалистов со стороны. Однако следует помнить, что в случае привлечения третьих лиц, услуга по составлению баланса будет платной. Стоимость будет зависеть от того, какое количество документов подлежит обработке и от передаваемого объема.