Существуют две условные группы навыков, необходимых для грамотного специалиста. По ним оценивают компетентность сотрудника. Это soft-skills и hard-skills.
Soft-skills
Soft-skills в переводе с английского буквально означает «мягкие навыки». То есть, это те черты, которыми должен обладать специалист любой сферы. Они пригодятся и инженеру, и писателю, и строителю, и повару. Условно эти навыки можно разделить на группы:
- Коммуникативные. Это умение работать в команде, договариваться, грамотно излагать свои мысли.
- Творческие навыки. Сюда можно отнести умение нестандартно мыслить, выходить за рамки предложенного и обыденного.
- Навыки самоорганизации. Любой ценный сотрудник должен уметь управлять временем, правильно распределять задачи, чтобы укладываться в дедлайн.
- Стрессоустойчивость. Сотрудник должен сохранять самообладание и трудоспособность в любой непредвиденной ситуации или в нервной обстановке.
Hard-skills
Hard-skills – это «жесткие», или специфичные, навыки, необходимые для конкретной профессии. Для программиста это знание языка программирования, для маркетолога – знание аналитических программ.
Работодатели в большей степени обращают внимание на soft-skills. На собеседованиях примерно 80% внимания обращают именно на «мягкие» навыки. Эйчары аргументируют это тем, что наш мир постоянно меняется, следовательно, хороший специалист должен быстро учиться и ориентироваться в новых условиях. Для работодателя сейчас главное – не полученные когда-то знания, а умение эти знания находить и применять.
Какие soft-skills необходимы в экономической сфере
Во-первых, это умение задавать вопросы по делу
Бывает, что сотруднику поручили задание, но не знает, как его выполнить. Ему бы спросить у коллег или руководителя – где можно найти информацию, как это можно сделать. А он будет пытаться разобраться сам и тратить драгоценное рабочее время.
Бывает и обратная ситуация, когда сотрудник с утра до вечера пристает к коллегам с расспросами по каждому пустяку. Он мог бы сам найти нужную информацию, но ему проще спросить. Тем самым он отнимает время у других сотрудников.
Во-вторых, это внимание к деталям
В любой работе необходима сосредоточенность и внимание. Нельзя упускать из виду маленькие недоработки – они могут обернуться провалом. Можно случайно пропустить цифру в важных документах, забыть исправить шрифт в презентации, сделать опечатку. Из-за этого работа становится менее качественной. В сфере финансов это особенно важно, ведь в деньгах ошибки не допустимы. Стоит пропустить одну цифру – все расчеты окажутся неверными. И неизвестно, когда всплывет ошибка. Возможно, одна пропущенная цифра будет стоить компании миллионы рублей.
Критическое мышление
Так как в экономике ошибки недопустимы, финансисту нужно проверять все источники информации на достоверность. Любую информацию нужно воспринимать критически. Если финансисту попадется какой-нибудь бланк с неверно проставленной датой или валютой, например, а он этого не заметит, — катастрофы не избежать.
Усидчивость – немаловажный навык для работы финансиста
Этим ребятам приходится сидеть с бумагами по несколько часов без перерыва, сверяя там каждый нолик и запятую. Занятие это монотонное, быстро надоедает. Хороший экономист должен спокойно относиться к рутинной работе и легко ее переносить.
Какие hard-skills необходимы в экономической сфере
Базовый набор навыков для профессии экономиста всегда одинаков и входит в требования к экономическому образованию. Это:
- умение проводить анализ затрат и учет расходов;
- умение проводить аудиты;
- навыки работы с 1С;
- навыки работы с базами данных;
- и т.д.